1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Воскресенье, 21 апреля

Устал от вчерашнего заседания.

Немного поработал над композицией плафона, а вечером остался дома.

Днем был Лафон; он мне очень нравится. Я расспрашивал его относительно религиозной и монументальной живописи в нынешнем понимании. Мода имеет невероятную власть даже над лучшими умами.

Понедельник, 22 апреля

Похороны г. Меневаля. Изабэ, идя рядом со мной, говорил, что он противник раскраски архитектуры. Постоянно видишь, как цвет сглаживает то, что должно было бы выступать вперед и наоборот. Тени, отбрасываемые выпуклостями, достаточно выделяют украшения. Все это говорилось во время богослужения перед росписями и архитектурой Норт-Дам-де-Лоретт, где можно видеть полную бессмыслицу, или, вернее, полное отсутствие здравого смысла. Он критикует также основательно золотой фон в живописи. Он лишает фигуры всякой выпуклости и разрушает все живописные эффекты, он выпирает вперед, отнимая у картин глубину, предназначенную выделять то, что надо.

Возвращался из церкви под проливным дождем.

Шамрозе, пятница, 26 апреля

Выехал в Шамрозе в половине двенадцатого. В восторге, что снова здесь. Самым восхитительным является чувство полной свободы, которым я тут наслаждаюсь. Меня не могут настигнуть здесь скучные люди, хотя порой и это случается, настолько трудно скрыться от них.

Сад был в полном порядке, и все сошло хорошо.

Суббота, 27 апреля

Безобразно много сплю по вечерам и даже днем. Для человека, который боится много читать, подводным камнем пребывания в деревне является скука и неопределенная грусть, вызываемая видами природы.

Всего этого я не чувствую, когда работаю, но на сей раз я решил абсолютно ничего не делать, чтобы отдохнуть от несколько отвлеченной работы над композицией моего плафона.

Я стоял у окна, когда приехала г-жа Вийо с кем-то, кого она привезла сюда только на один день. Заходил к ней днем на мгновенье. Она попросила меня добыть ей приглашение на обед к президенту в четверг.

Воскресенье, 28 апреля

Утром большая прогулка в лесу. Прошелся по дорожке маркиза, вновь увидал на ограде парка надписи влюбленных; каждый год дождь и действие времени стирают что-нибудь в них; сейчас их почти невозможно прочесть. Каждый раз, как я прохожу там,— а я нарочно часто иду этим путем,— не могу не почувствовать себя тронутым нежностью и скорбью этого бедного влюбленного. Он, по-видимому, глубоко верил в вечность своего чувства к этой Селестине. Бог знает, что сталось с ней, так же как и с его любовью, но кто не испытал этой юной экзальтации в ту пору жизни, когда не знаешь ни минуты покоя и в то же время наслаждаешься своими мученьями!

Я дошел до болотца с лягушками и вернулся тропинкой вдоль долины.

Днем ходил со служанкой собирать одуванчики на поле Канда.

Понедельник, 28 апреля

Не знаю, почему мне пришла фантазия писать о счастье. Это одна из тем, на которую можно говорить все, что угодно.

Утром, как и накануне, прогуливался по заброшенному и предоставленному природе саду; на этом участке раньше были наделы рядовых жандармов; их маленькие, аккуратно выровненные капустные огороды, вьющиеся изгороди, фруктовые деревья— источник утешения и маленького дохода, ощутительного при их бедности, почти вытоптаны прохожими, разрушены ветром и всякими случайностями. Ветер хлопает ставнями, разбивая стекла в окнах. Скоро все это сделается убежищем птиц и диких зверей.

Затем гулял с Женни по маленькой тропинке в долине, где был вчера.

Вторник, 30 апреля

Вышел из дому около девяти часов. Прошелся по дорожке маркиза до Эрмитажа. Против Эрмитажа вырублен большой участок леса; каждый год я с болью в сердце вижу, как вырубают новые куски леса и всегда самые красивые, другими словами — самые густые или самые старые.

Взял направо, в сторону дуба Приера. Видел по дороге целую процессию муравьев, смысл которой натуралисты навряд ли сумели бы мне объяснить. Целое племя, казалось, шествовало в порядке, как бы эмигрируя; небольшое количество муравьев-работниц шло в обратном направлении. Куда они направлялись? Мы все — животные, люди и растения — перемешаны кое-как в этом огромном ящике, называемом вселенной. Мы притязаем на то, чтобы гадать по звездам, определять будущее и прошлое, недоступное нашему познанию, и однако же ничего не понимаем даже в том, что находится перед глазами. Все эти существа разделены навеки и навсегда непознаваемы одни для других. Дошел до дуба Приера, в глубине аллеи, и вернулся дорогой в Суази, которая тоже находится в конце одной из тропинок, идущих от дуба Приера. Днем писал письмо в Париж, затем спал, как почти ежедневно.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20


Итальянский пейзаж 1840- 1850 гг. Александр Андреевич Иванов 1806.

«Единоборство Иакова с ангелом»

Одалиска






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.