1-2-3-4

Вторник, 29 апреля

Тон для детских фигур в картине Пифон. После долгих поисков и опытов в светлых тонах, так же как и в полутонах, решил моделировать всухую, накладывая светлые места очень густыми белилами с малой примесью киновари.

В тенях протереть тон киноварью, берлинской лазурью и белилами, которые должны резко выступать, дабы сделать полутон голубоватым; на него, в свою очередь, для получения, рефлекса, накладывать тон из белил с киноварью и сурьмой или кадмием; однако сурьма дает больше свежести. Покрывая вновь этот рефлекс, который лучше выходит сухим способом, надо прибавить берлинской лазури поверх сурьмы. В тенях или в контурах, сильно обозначенных коричневым,— киноварь и кобальт. Этот тон исключительно хорош при подготовке и выполнении рисунка краской для свежей натуры.

Чтобы закончить светлые части, прописать их слегка и полупастозио, дабы связать блики белил с общей массой.

Чтобы переписать Венеру, которая была слишком желта, протереть главным образом тени, также почти все остальные части желтой и красной камедью. Для рефлексов в тенях поверх этих лессировок — сурьма с берлинской лазурью, киноварью и белилами. Этот тон очень примечателен. Для более горячих рефлексов на нежных телах применять кадмий вместо сурьмы. Этот последний цвет очень хорош также с кассельской землей и белилами. Эта смесь берлинской лазури, киновари и белил применяется в телах, у которых тон фиолетовый, как в пастели, которую я сделал с г-жи Каве; наоборот, для тех, у кого полутон зеленый, надо брать натуральную умбру с белилами или любой другой зеленоватый тон.

Зеленая земля может применяться во многих случаях. На одном из детских изображений, где подмалевок вышел слишком красным, простая лессировка зеленой землей дала очень хорошие результаты.

Другой зеленый тон, более сильный, который я употребил в Нимфе, для контраста с берлинской лазурью,— это киноварь, белила, зеленая изумрудная, желтая неаполитанская. В Нимфе по протертому почти в тон подмалевку протереть все желтой и красной камедью. Подчеркивать главные акценты по краям тени, кобальтом и киноварью, а может быть еще лучше кассельской землей, густыми белилами и киноварью (великолепный тон для краев тени или для углублений, которые можно писать холодными или горячими тонами, по желанию); полутон сделан берлинской лазурью, киноварью, белилами, одинаково для теневых мест и для светлых, дабы, давая в тенях рефлексы горячим или золотистым в отсветах тоном, этот тон сливался с тоном тел в светлых частях, положенным с должным многообразием.

Кое-где в тенях зеленым тоном, сделанным из изумрудно-зеленой и желтой неаполитанской, а кое-где в светлых местах полутоном. В сангинных местах этот полутон необходим для усиления, как в Ребенке с трезубцем, где пришлось пройти зеленой землей почти по всему подмалевку, который был телесно-светлого тона и уже блестел.

Различные тона тела, смешиваясь и сливаясь с наложенной поверху зеленой землей, давали сангинный полутон.

В Нимфе я дал очень красивый тон яркого и желтого тела при помощи киновари, белил, темно-желтого хрома с изумрудно-зеленой и неаполитанской желтой.

Красная лошадь. На подмалевке гнедой лошади, сделанном в полтона, блики почти телесного цвета, но несколько более яркие, лентообразные. Пятна более сильного и более горячего полутона, в контраст со светлыми местами, тронутыми жженой итальянской землей и коричнево-красной или даже киноварью, почти вплотную граничащими с ними. Для теней — по полутону тени, коричневые части, сделанные жженой итальянской землей и мумией, модифицировать по мере надобности кассельской землей и очень густыми белилами, образующими серо-лиловый цвет. Рефлексы под брюхом — оранжево-зеленые, лиловатые. Рефлексы со стороны неба делать отчетливо берлинской лазурью, киноварью и белилами. Облака второго плана под колесницей.

5 мая

На желто-серый тон светлых облаков фона наложить желтую неаполитанскую и белила, словом — тон эскиза; тень сделать жидко-желтоватой или желтой неаполитанской, мумией и т. д., оставляя просвет серого, нижнего тона между светлым и этим желтым; по этой желтой тени пройти кассельской землей и белилами, что придает ей тонкость и перламутровый характер.

Великолепный рефлекс, чтобы класть его на серый подмалевок в тенях нежных тел,— например, в группе трех детей, стоящих возле Минервы: сурьма, ультрамарин и более или менее густой розовый.

Прибавив кобальт и киноварную камедь, получаем другую разновидность тона, очень красивую и более темную; введя белила, получаем очень красивый бледно-лиловый цвет для полутона тела.

Мужские фигуры в Данииле. В подмалевке они были слишком резкими: один был слишком сангинный, другой более желтый. Чтобы закончить их, я прошелся по первому зеленым тоном, а по другому серо-лиловым. Все приобрело тусклый тон, поглощающий и блики, и тени; тронул поверху аналогичные тела и дал рефлексы в тенях, зеленый и фиолетовый тона служили как бы переходным полутоном. Тень для золота колесницы и вообще: сиенна натуральная, желтая камедь, индийская желтая также хороша здесь.

Белая лошадь: в тенях даны тона цвета мяса, или, вернее, лиловые и фиолетовые (кассельская земля). Под конец пройдено умброй и белилами, что придало лоск.

Светлые тона для окончательной отделки облаков, несущих Юнону и пр. кадмий, белила или желтая неаполитанская с розовым; они моделированы умброй натуральной, белилами и черной персиковой, а ближайшие светлые места — мумией и белилами.

Человек на переднем плане: блики для отделки, белила, желтая охра, розовый, кассельская земля и белила, желтый цинковый, наиболее лимонного цвета; полутон — жженая, зеленая земля и белила, коричневая флорентийская, зеленая земля; почти то же в тенях, но с меньшим количеством белил, то есть чистая жженая, зеленая земля и т. д.

Отражение Нимфы: на подмалевке теней, сделанных протиркой желтой камедью и красной камедью, и, в особенности в темных частях, пройтись тоном из красной камеди с киноварью и зеленою, которая должна на палитре находиться рядом и состоять из зеленой земли, изумрудно-зеленой и белил. По протирке, прежде чем пройтись красной и желтой камедью, сначала усилить тени при помощи той же протирки. Затем прокрыть поверху в освещенных местах и в тенях серо-лиловым или серо-голубым тоном, например, из прусской синей, киновари, белил, или же черной персиковой и белилами, или другим серым тоном, более подходящим для данного случая.

В светлых частях открыто положить на эту вышеуказанную протирку желтую и красную камедь, которая должна всюду выявить тона киновари с белилами для розового, или кадмия с белилами (желто-оранжевая), или, наконец, кобальта, ш и белил (фиолетовый).

В тенях подчеркнуть края кобальтом и киноварью или густой кассельской землей с киноварью, а сердцевину тени пройти резкими зелеными, фиолетовыми или голубыми тонами. Затем накладывать тон из кадмия и белил с киноварью, что придаст тени оранжевый оттенок, а для лилово-красного отлива брать киноварь, кобальт, красную камедь и белила. Поверх всего этого в тенях пройти тонами светлых мест, чтобы смягчить общий тон.

Чтобы переписать руку Минервы: на старом фоне телесного цвета обозначить очень густо наложенной камедью и желтой камедью; может быть, ввести немного зеленой земли. Резко нанести тут и там по светлой части зеленые и лиловые тени, не смешивая их с нею, но в соответствии с местом; эти же тона, но более темные для обозначения края тени. Некоторые из этих тонов наложить в тенях на протирки.

В светлых частях прибавить затем светло-телесные тона: белила и киноварь, а для желтых бликов на телах охру-рю и белила, тон из камеди и белил; этого достаточно, если имеешь дело с зеленой кобальтовой Эдуарда, если же это более обычный зеленый, близкий к зеленой земле, прибавить еще кобальта. Этот зеленый тон исключительно хорош для тонкой кожи нежных тел и очень выигрышен для примеси к камеди и белилам.

Чтобы передать желтоватость неба позади змия — протирки из кобальта и киновари. Светлые места — желтая камедь и глухой тон из кобальта, киновари и белой камеди.

1-2-3-4


Букет цветов

Битва при Пуатье

Арабы из города Алжира






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.