1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Без даты
Помнить, что серый цвет есть враг всякой живописи. Живопись всегда, кажется серее, чем она есть на самом деле, из-за бокового освещения. Портреты Рубенса, его женщины в музее, женщина с цепью и др., которые везде позволяют видеть грунт Ван-Эйка и др.Отсюда вытекает еще один принцип, который исключает долгое переписывание вещи, надо решиться на что-нибудь с самого начала... Для этого следовало бы вполне довольствоваться изображением фигур без фонов; если набить себе в этом руку, то потом легче будет подобрать для фигур нужный фон.Совершенно необходимо, чтобы полутона, да и вообще все тона в картине были, как общее правило, утрированы. Можно держать пари, что картина будет выставлена при боковом освещении; таким образом, то, что было бы правильным, если бы свет падал прямо на картину, станет серым и фальшивым при любом другом освещении. Рубенс утрирует, Тициан тоже; Веронезе иногда кажется серым, так как он слишком приближается к действительности.Рубенс сперва пишет фигуры, а затем уже делает фон; он делает его так, чтобы фигуры выигрывали; он должен бы был писать на белом грунте; и действительно, локальное письмо должно быть прозрачным; будь это даже полутон, он всегда, в сущности, имитирует кровь, просвечивающую под кожей. Отметить, что в его подмалевках всегда светлые места проложены и почти закончены на простых мазках в аксессуарах.
В конце записной книжки 1952 года находятся следующие заметки:
1853 год
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.