1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45

9 августа

Прочел в Ревю статью Сен-Марка Жирардена по поводу Письма о зрелищах Руссо1. Он долго рассуждает о том, что зрелища вредны; я также держусь этого взгляда, но считаю, что они вредны не более, чем все другие развлечения. Все, что мы изобретаем, дабы отвлечься от нашего убогого существования и однообразных забот, которыми оно полно, обращает наши мысли к тому, что является более или менее запретным с точки зрения строгой морали.

Только изображение страстей, равно как волнений, связанных с ними, вызывает интерес; это едва ли может служить хорошим средством проповедовать самоотречение и добродетель. Наши искусства — не что иное, как поощрения страстей. Все эти обнаженные женщины на картинах, все эти влюбленные героини романов и пьес, все эти обманутые мужья или опекуны являются не чем иным, как подстрекательством против целомудрия и семейной жизни. Руссо был бы во сто раз более возмущен современным театром и романом. За очень немногими исключениями, и в театре и в романе старого времени изображались страсти, победа или неудачи которых в известной мере были направлены к укреплению морали. Театр неохотно изображал адюльтер (Федра, Виновная мать). Любовь изображалась как страсть осуждаемая, но с концом, узаконенным нашими нравами. Сотня верст отдаляла это от романтических эксцентричностей, служащих обычно темой современных драм и пищей для расслабленных умов. Какие семена добродетели, или по крайней мере приличия, могут заронить в души все эти Антони или Лелии и множество им подобных, выбирать между которыми так трудно из-за преувеличений одних и цинизма других?

11 августа

Принес от Бенье восемь своих пастелей; раньше он вернул две: Шток-розы и т.д.; у него осталось еще восемь.

12 августа

Взвесить преимущества жизни человека, занятого размыш- лениями, и человека, ими не занятого; например, жизнь помещика, родившегося среди сельского приволья своих полей и усадьбы, заполняющего время охотой и встречами с соседями, сравнить с жизнью человека, преданного развлечениям, близкого к современности, читающего, творящего, живущего честолюбием. Можно ли сравнивать его редкие радости, вызванные созерцанием прекрасных произведений, с радостями того, первого?

Помещик, у которого нет ничего другого, предается грубым развлечениям, напивается, живет сплетнями и не ценит благородные и подлинно счастливые стороны своего существования. Сопоставить это с противоречиями в суждениях людей насчет того, что такое несчастье: это будет глава о необходимых несчастьях.

Настоящим несчастьем для сельского жителя, который, вернувшись с охоты, спасается от скуки тем, что, подобно своим собакам, тут же ложится спать, являются физические страдания или болезнь; но, заболевая, и тот и другой чувствуют себя несчастными вне зависимости от образа жизни. Страдают ли они при этом только от скуки или от настоящих болезней, оба испытывают страх перед смертью, то есть перед тем, что положит конец этим страданиям.

Привычка размягчает все чувства: ежедневные семейные дрязги и пр. Г-жа Санд должна была бы быть счастливой, а я знаю, что она не чувствует себя счастливой.

Счастлив тот, кто довольствуется внешней стороной вещей! Я смотрю с восхищением и завистью на людей, вроде Беррье, которые ни во что не углубляются: «Мне дают, я беру»; ни к чему не относятся серьезно, всегда внимательны к желаниям света, к тому, что на поверхности, и этим удовлетворяются. Сколько раз мне хотелось заглянуть в сердца единственно для того, чтобы посмотреть, насколько они действительно счастливы, эти люди с довольными лицами. Как могут все эти сыны Адама, получившие в наследие те же заботы, какие угнетают и меня, все эти Галеви и Готье, эти люди, опутанные долгами, семейными обязательствами и требованиями тщеславия, сохранять спокойный и улыбающийся вид среди всех забот? Они могут чувствовать себя счастливыми, лишь околпачивая себя и закрывая глаза на подводные камни, среди которых они ведут свою ладыо, часто уже ни на что не надеясь и порой погибая вместе с ней.

Сегодня в Монитере статья Готье о картинах Корнелиуса2. Описание мифологических сюжетов, из которых можно кое-что заимствовать.

После полудня отнес свою картину Купальщицы к Берже. Видел у него картину Кейзера3, имеющую большой успех у любителей. Моя, которую я невысоко ставлю, так как она писалась в не подходящих для меня условиях, показалась мне по сравнению с ней шедевром.

Был в ратуше по делу Вимона. Перрье просил меня, со всей деликатностью, какая возможна в неловком положении, подарить ему рисунок. Какой-нибудь пустяк, — твердил он, — чтобы иметь что-нибудь на память о вас, одну из тех вещей, которые вы делаете шутя, думая совсем о другом.

Мое самочувствие лучше и бодрее все эти дни, хотя легкое недомогание и ломота еще дают себя знать после инфлюэнцы. Сегодня вечером, гуляя, наслаждался ощущением, что силы мои восстанавливаются. Счастлив покинуть Париж, тороплюсь сделать это как можно скорее, чтобы вырвать мою бедную Женни из этого зараженного воздуха.


1 «Письмо о зрелищах» (Lettreada` Alambert sur les spectacles) Жан-Жака Руссо (Rousseau) (1712 — 1778) — в этом сочинении Руссо признавал вредным влияние на мораль наук и художеств, выступал обличителем театра как источника порчи нравов во французском дворянском обществе XVIII века.
2 Корнелиус (Cornelius) Петер (1783 — 1867) — немецкий живописец, представитель школы «назарейцев». Стремился к возрождению монументальной фресковой живописи. Под влиянием изучения итальянской фресковой живописи создал ряд монументальных композиций. Его работы в большинстве своем ложно патетичны и холодны.
3 Кейзер (Keyser) Томас (1956/7 — 1667) — голландский портретист, современник Рембрандта, выразитель художественных вкусов раннего голландского бюргерства.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45


Делакруа. Доктор Фауст у себя в кабинете

Делакруа. Мефистофель представляется Марте

Тень Маргариты, явившаяся Фаусту.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.