1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13
10 марта
Вид Дьеппа, а также Человек, выходящий из воды с двумя лошадьми.
14 марта
Художники, которые ищут совершенства во всем, — это те, кто никогда его не достигнет ни в одном отношении.
15 марта
Последние дни страдаю расстройством желудка: может быть, я несколько утомил его; кроме того, я очень много работал последние полтора месяца. У меня перед глазами две висящие рядом маленькие реплики моих работ: Траяна и Христа на Голгофе,— первый гораздо золотистее и светлее второго. Маленький Ватто, которого я повесил рядом с ним, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов. В Христе почва, особенно на заднем плане, почти сливается с темными частями фигур. Общее правило состоит в том, чтобы делать фон светлым полутоном, конечно, менее светлым, чем тела, но с таким расчетом, чтобы темнее окрашенные детали, как одежда, бороды, волосы и т.д., выделялись на нем темными пятнами, оттеняя этим предметы первого плана. Именно это и выходит замечательно у Ватто; у него многие части имеют те же валеры, как и соответствующий фон. Так, например, серые или желтоватые чулки или башмаки отделены от почвы только несколькими темными мазками и т.д. Надо посмотреть еще нескольких Ватто, чтобы изучить его приемы. В моем Ватто деревья фона, хотя и находятся не на слишком отдаленном плане, остаются очень светлыми; в них, так же как и в надгробиях, нет ни одного тона, который хотя бы отдаленно соперничал по силе с тонами первого плана. Отсюда происходит даже недостаток общей связности, который кажется мне неприятным, когда я сравниваю этого Ватто с моим Траяном. Каждая маленькая фигурка у него изолирована, и слишком уж заметно, что она была написана на досуге, совершенно независимо от соседних с ней фигур.Сегодня утром, после того как я, долго лежа в постели, обдумывал это, я подал Гаро мысль, которая может повести к раскрытию техники Ван-Эйков. Проблема заключается, с одной стороны, в том, чтобы избежать слишком большого количества масла в красках, с другой стороны, в том, чтобы прибавить соответственное количество лака; я посоветовал ему перевернуть проблему: надо прибавить к краскам лак, который сохранял бы их чистый цвет, а масло прибавлять по мере того, как работаешь кистью. Гаро был очень поражен моей идеей.
16 марта
Варколье навестил меня. Он сказал мне, что Труссо всегда утверждал, что лечить хронические болезни, подобные подагре, ревматизму и мигрени, посредством лекарств — это значит только губить себя...
18 марта
Сегодня первый визит доктора Лагерра в связи с моим расстройством желудка.
21 марта
Бейль говорит об Итальянке в Алжире: «Это совершенство буффонного жанра; ни один из ныне живущих авторов не заслуживает подобной похвалы, и даже сам Россини вскоре перестал претендовать на нее. Когда он писал Итальянку, он был в расцвете молодости и гения. Он не боялся повторять самого себя; он не стремился создавать мощную музыку. Он жил в то время в прелестной Венеции, этом наиболее привлекательном из городов Италии, а может быть, и всего мира, и, несомненно, наиболее далеком от всякого педантизма».
2 апреля
Около четырех часов заходили оба Гренье; я был рад повидать их.
3 апреля
Перечитал многие из моих старых записных книжек, чтобы отыскать в них рецепт хинной настойки, который дал мне милейший Буассель. Я с нежным и не слишком грустным удовольствием вызывал перед собой все эти давно прошедшие дни.Почему я забросил это занятие, которое мне так легко дается, и не заношу время от времени в эти тетради все, что происходит в моей жизни и, главным образом, в моем мозгу? Конечно, в такого рода наскоро набросанных записях есть многое, что весьма неприятно будет потом перечитывать.Обыденные обстоятельства вовсе не так легко передавать, да и совершенно естественно опасение насчет того употребления, какое может быть сделано много времени спустя из стольких подробностей, не представляющих особого интереса и записанных без всякой тщательности.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.