1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13

29 мая

Утром прогулка по лесу.

5 июня

Приезд г. Ламэ. Он сам зашел ко мне, как раз когда я собирался идти его встречать. Я так и не понял, в котором часу он выехал.

20 июня

Мы с моим милым кузеном отправляемся в музей. Его особенно поразили ассирийские древности.

23 июня

Сюжеты: Танкред и Клоринда (его крещение).
Ринальдо удерживает Армиду, намеревающуюся его убить.
Танкред, найденный Вафреном и Эрминией. Они видят его простертым. Они поднимают его.
Пленного Танкреда оскорбляет коварный Гаскон.
Танкреда (у Вольтера) приносят на сцену.
Аменаида, знамена, пленники, факелы.
Не забыть о наброске на сюжет Вампира Дюма.
Джульетта на ложе. Мать, отец, музыканты, кормилица.
Дон Рафаэль, приведенный к Одалиске.
Он же, в качестве пленника приведенный пиратами на остров Минорку.

24 июня

Отъезд добрейшего кузена. Я опечален пустотой, которую чувствую после его отъезда.

3 июля

Первый день работы в церкви вместе с Андрие. Об аксессуарах. Мерсэ сказал большое слово в своей книге о выставке: «Прекрасное в искусстве есть не что иное, как идеализированная правда».

Он разрешил тяжбу между педантами и настоящими художниками; он устранил двусмысленность, позволявшую сторонникам прекрасного всюду маскировать свое бессилие передать правду.

Аксессуары имеют громадное значение для создания впечатления, и тем не менее ими постоянно приходится жертвовать. Не только обстановка, маленькие подробности фона являются аксессуарами, но и одежды, и сами фигуры, а в главных фигурах — и отдельные их части. В портрете, где изображены и руки, эти руки будут аксессуарами; они должны быть прежде всего подчинены голове, но часто бывает и так, что рука должна обращать на себя меньше внимания, чем какая-нибудь часть одежды, заднего плана и т.д. Плохим художникам мешает достигнуть прекрасного или той идеализированной правды, о которой говорит Мерсэ, то, что, помимо недостатков основной идеи в смысле правды, их аксессуары, вместо того чтобы способствовать общему впечатлению, наоборот, ослабляют его излишним подчеркиванием отдельных частностей, которым следовало бы отвести подчиненную роль. Этот плохой результат может быть следствием многих причин: он может получиться от чрезмерной заботы о том, чтобы выделить эти частности и тем самым щегольнуть мастерством, с другой стороны, он может быть следствием привычки точно копировать с натуры все аксессуары, предназначенные усиливать эффект. Каким же образом, копируя аксессуары с реальных предметов в том самом виде, каковы они есть, и глубоко не преображая их, художник сможет затем что-либо добавить или убавить от себя, чтобы придать косным по самой своей природе предметам мощь, необходимую для того, чтобы произвести впечатление.

Нанси, 10 июля

Выехал в Пломбьер в семь часов утра. Приехал в Нанси в два часа. Плохое самочувствие, помешавшее мне обедать; лег в постель около восьми часов.

Тотчас по приезде зашел в музей, чтобы снова взглянуть на два эскиза Рубенса. С первого взгляда они уже не показались мне такими исключительными, однако через несколько мгновений очарование Рубенса оказало на меня свое действие, и я застыл перед ними в неподвижности. Я переводил взгляд от одного к другому и никак не мог от них оторваться. Можно написать двадцать томов о своеобразии эффекта этих вещей. Это непередаваемое обаяние, ни с чем не сравнимая сочность наряду с небрежностями, объясняемыми тем, что это лишь эскизы.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13


Рафаэль. Настенная фреска Пожар в Борго

Из собрания Рийксмузеума, Амстердам

1






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.