1- 2- 3- 4

1 марта

Словарь. Картина. Написать картину — значит обладать искусством довести ее от наброска до законченного состояния. Это одновременно и наука, и искусство; чтобы проявить тут подлинное умение, необходим долгий опыт.

Искусство постигается так медленно, что для систематизации известных принципов, которые, по существу, управляют каждой частью искусства, нужна целая жизнь. Прирожденные таланты инстинктивно находят средства выражения своих идей; у них это является сочетанием порывов и смутных поисков, сквозь которые идея проступает с еще более, может быть, своеобразной прелестью, чем в произведении умелого мастера.

В первых проблесках таланта всегда есть какая-то наивность и смелость, напоминающие грацию детства и его счастливое незнание условностей, связывающих взрослых. Тем сильнее поражает нас смелость, которую великие таланты проявляют уже в поздней поре своего творчества. Проявлять смелость, когда рискуешь скомпрометировать свое прошлое, — это признак величайшей силы.

Я думаю, что Наполеон ставил Тюренна выше всех полководцев именно потому, что заметил, что его планы становились все более смелыми по мере того, как он делался старше. Наполеон сам давал примеры этого исключительного свойства. В искусстве особенно надо обладать очень глубоким чувством, чтобы сохранить оригинальность мысли, вопреки привычкам, к которым даже талант всегда чувствует непреодолимую склонность скатиться. Затратив большую часть жизни на то, чтобы приучить публику к своему дарованию, художник с крайним трудом удерживается от повторений и обновляет свой талант, дабы не впасть в рутину и в общие места, являющиеся уделом стареющих людей и школ.

Глюк дал наиболее разительный пример этой силы воли, которая была не чем иным, как силой его гения. Россини шел вперед, непрерывно обновляясь, вплоть до своего последнего шедевра, на котором преждевременно оборвалась его блестящая вереница шедевров. Рафаэль, Моцарт и т.д. и т.д.

Смелость. Смелость, являющуюся признаком великих мастеров, не следует все же приписывать исключительно только той способности обновления или постоянной молодости таланта, которая зависит от новых приемов и эффектов. Есть люди, которые с первого же шага проявляют в полной мере свой талант, главным качеством которого является именно его величавая монотонность. Время ничего не изменило в облике потрясающего дарования Микеланджело, повлиявшего на все школы нового времени и заразившего их своим неудержимым порывом.

Рубенс сразу же стал Рубенсом. Примечательно, что он не варьировал своей манеры, которую он очень мало изменил, даже после того, как уловил манеру своих учителей. Когда же он копирует Леонардо, Микеланджело или Тициана — (а копирует он их постоянно), — кажется, что он делается Рубенсом в еще большей степени, нежели в оригинальных работах.

Подражание. Все начинают с подражания.
Совершенно неоспоримо, что то, что принято называть творчеством у великих художников, есть не что иное, как присущая каждому манера видеть, координировать и передавать природу. Великие художники не только ничего не создали в подлинном смысле слова, что, в сущности, означает создать нечто из ничего, но более того: чтобы оформить свое дарование или удержать его на известной высоте, они должны были подражать своим предшественникам и подражать почти постоянно, сознательно или невольно.

Рафаэль, величайший из живописцев, был наиболее склонен к подражанию. Он подражал своему учителю, следы влияния которого остались навсегда неизгладимыми в его искусстве; он подражал древним и своим предшественникам, но постепенно освобождаясь от пеленок, в которых еще застал их; он подражал, наконец, современникам, таким, как немец Альбрехт Дюрер или Тициан, Микеланджело и другие. Рубенс постоянно подражал, но так, что крайне трудно...

Подражатели. О Рафаэле, о Рубенсе можно сказать, что они много подражали, но было бы клеветой назвать их подражателями. Справедливее сказать, что у них самих было много подражателей, занятых больше калькированием их стиля в своих посредственных работах, нежели поисками своей собственной манеры. Художники, выросшие на подражании им, калькировавшие стиль этих великих людей, в своих работах воспроизводили главным образом их слабые места, в силу отсутствия собственной оригинальности...

См. в Ежегоднике Брюссельской академии от 1858 года, на стр. 139, следующую заметку: «С политической точки зрения того времени, ремесло художников стояло сравнительно на низком уровне. Оно не могло конкурировать с ремеслом мясников, рыбаков, портных, кузнецов или булочников». (Для статьи о положении художников в древнем и новом обществе. Написать для словаря Академии.)

9 августа

(Выписки из статьи Клемана о Микеланджело в Ревю де-де-Монд от 1 июля 1859 года.)

1- 2- 3- 4


Дездемона, припадающая к ногам своего отца

Охваченная огнем башня

Делакруа. Тень Маргариты, явившаяся Фаусту






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.