СЕРЕНАДА (франц. serenade, итал. Serenata, от sera — «вечер») — «вечерняя песня», музыкальный жанр, вначале вокальный, сложившийся в средневековой Италии. «Вечерние песни» пели влюбленные кавалеры и рыцари (иногда в сопровождении наёмных музыкантов) под аккомпанемент струнных щипковых инструментов под балконами своих дам. В близком музыкальном жанре — ноктюрне («ночной песне») — преобладают тревожные, загадочные ноты, серенады имеют более жизнерадостный, веселый и даже озорной характер. Итальянское слово «serenita» означает: ясность, тишина, безмятежность. Отсюда ассоциативные настроения изобразительных композиций пасторального, элегического характера. СЕРЕНИССИМА (итал. serenissima — «светлейшая») — поэтическое название Венеции. СЕРЕС (итал. Seres, турецк. Seroz) — город в Турции (античный Евхаит). СЕРИАЛЬНОСТЬ, СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА (франц. serie, от лат. Series — «ряд, вереница, цепь») — проявление вариантности композиционного мышления. Потребность в серии — создании ряда последовательных композиций на одну тему или сюжет — возникает у художника в связи с ограниченностью выразительных средств и потребностью в развитии, а также по причине динамичности, экспрессивности мышления. Одна композиция не всегда предоставляет возможность выразить творческий замысел полностью. Серийность не отвергает, а усложняет принцип аккордности (одновременности восприятия) и ансамблевости художественного мышления (сравн. контрапунктический тип композиции). Произведения серии как своеобразного типа композиции объединяются идеей, темой, сюжетом, архитектоникой — общим форматом (размером), изобразительными элементами (персонажами, стаффажем), формальными доминантами: композиционными центрами, вертикалями, горизонталями, симметрией, ритмом (сравн. анаколуф; аритмия; эвритмия), колоритом, художественными тропами. В классическом искусстве примерами подобной организации композиционного материала являются знаменитые серии П. Брейгеля Старшего «Семь смертных грехов» или «Четыре времени года». Серии особенно распространены в графическом искусстве, в котором малый формат композиции при сложности темы подсказывает художнику создание вариационного ряда. Такова выдающаяся серия из пятнадцати гравюр на дереве А. Дюрера «Апокалипсис». Серии создавали японские рисовальщики и граверы К. Утамаро («Большие головы»), К. Хокусай.
Фрагмент картиныДюрера “Апокалипсис““Сошествие в ад“.
Фрагмент картиныДюрера “Апокалипсис““Ангел с ключом от бездны“.
Фрагмент картиныДюрера “Апокалипсис““Семь ангелов с трубами“.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.