Группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 г. в Москве. Свое эпатажное название ведёт от скандала в парижском салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 г. абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста; попутно был опубликован манифест от имени «автора», мифического художника Боронали). Ядро московской выставки составили работы группы М.Ф. Ларионова, который незадолго до этого вышел вместе с Н.С. Гончаровой и рядом других художников из объединения «Бубновый валет», решив организовать свою собственную, гораздо более радикально-авангардную экспозицию.Здесь были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма (помимо Ларионова и Гончаровой – К.С. Малевича, В.Е. Татлина и М.З. Шагала); в выставке приняли участие также А.В. Шевченко, ряд членов петербургского «Союза молодежи» (В.Д. Бубнова, В.И. Марков (Матвей), О.В. Розанова, П.Н. Филонов) и другие. На своих выставках группа «Ослиный хвост» показывала не только собственные работы, но и произведения детей, «творчество» московских маляров, замечательные вывески тифлисского примитивного живописца Нико Пиросманишвили, знаменитого в будущем Пиросмани, которого они открыли для художественной общественности. В противопоставление западным тенденциям «Бубнового валета» внесли в своё творчество мотивы примитивизма, русской иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на восточное искусство (последнее оставалось в основном лозунгом). Вместе с тем, некоторые из этих художников, в частности Гончарова и Малевич обнаруживали близость к современным течениям западно-европейского искусства - футуризму и кубизму. В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора. В отличие от «Бубнового валета», вошедшего в традицию и как многолетняя стилистическая тенденция, «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913 г., не образовав общей художественной парадигмы (его финалом стала выставка «Мишень» – название изменилось, но участниками были родственные, идейно близкие Ларионову художники). В любом случае эфемерная группировка вписалась в историю как важный этап русского футуризма, перешедшего в этот короткий период от «неофольклорного» примитива к спонтанной «лучистской» абстракции.
Красный лучизм.М.Ф. Ларионов.1913 г.
Петух (Лучистый этюд).М.Ф. Ларионов.1912 г.
Бабы с граблями.Н.С. Гончарова. 1907 г.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.