(по-английски National Gallery)
Музей в Лондоне, содержащий более 2000 образцов западноевропейской живописи 13 — начала 20 века. В музее хранится более 2200 полотен, является одним из лучших художественных собраний. Лондонская Национальная галерея была открыта решением британского парламента. Лондон в ту пору был последней из европейских столиц, в которой еще не существовало художественного музея, открытого для широкой публики. Такие музеи, как Уффици, Лувр и Эрмитаж, возникшие на основе коллекций королей или владетельных князей, были переданы народу в конце 18 -начале 19 века. В Англии же коллекции монархов все еще оставались их собственностью и украшали лишь королевские дворцы. В начале 19 в. в Великобритании произведения искусства были сосредоточены в трех центрах: в Британском музее, основанном в 1753 г.; в Далиджской галерее, открытой в 1814 г. в Далидж-Колледже, частном музее, где была представлена живопись 17–18 в.; в Королевской академии, основанной в 1768 г. как учебное заведение и место проведения выставок. Однако она не располагала работами крупных мастеров, которые могли послужить образцами для копирования и источником вдохновения для начинающих живописцев. Назрела необходимость создания национальной пинакотеки. Одним из самых ревностных энтузиастов идеи создания галереи был сэр Джордж Бомон. Он пообещал передать в дар нации свое собрание картин в том случае, если для его экспонирования будет найдено достойное место, которое будет открыто для зрителей. Его примеру последовал коллекционер Холуэл Карр, поставив те же условия. Наиболее известными полотнами в их коллекциях были картины Рубенса, Каналетто, Рембрандта и Тинторетто. Бомон и Карр были в числе первых благотворителей галереи, до сих пор состоящей на две трети из дарений частных лиц. В 1824 г. Палата общин выделила необходимую сумму для организации музея и для покупки коллекции Дж. Дж. Ангерстайна, состоявшей из 38 картин, ставшей основой Национальной галереи. В мае 1824 г. картинная галерея была открыта для публики в особняке Ангерстайна на улице Пэлл-Мэлл. Коллекция нового музея расширялась за счет закупок, пожертвований частных лиц и организаций. Новое здание музея было построено в 1834–1838 г. в неоклассическом стиле по проекту архитектора Уильяма Уилкинса на Трафалгар-сквер. Первоначально музей делил помещение с Королевской Академией художеств, переехавшей в 1869 г. в Берлингтоун-хаус на Пикадилли . Вслед за расширяющейся коллекцией разрасталось здание музея: постройки производились в 1876 г., 1887 г., 1911 г., в конце 1920-х и начале 1930-х г., 1961 г., 1975 г., 1991 г. В ходе постройки 1976 года к зданию музея добавилось ещё одно крыло Сэнтсбери, торжественное открытие которого проводилось королевой. Здесь устроена экспозиция самых старых и ценных картин; в этом же крыле проводятся временные выставки. В помещении также располагается лекционный зал и компьютеризированный справочный зал для публики. Во время Первой мировой войны галерея не пострадала, но Вторая мировая война нанесла огромные разрушения: 9 авиабомб попали в здание. Картины были заранее эвакуированы. В январе 1946 г. Национальная галерея вновь открылась для публики. При размещении экспозиции господствует научный исторический метод показа: картины размещены в хронологическом порядке. Музей сумел собрать в своих стенах богатую коллекцию венецианской живописи, в которой представлены не только такие художники первого ряда, как Беллини и Мантенья, но и работы других прекрасных мастеров, например, Чима да Конельяно и Антонелло да Мессина. По сравнению с собраниями Лувра, Прадо и Уффици, количество экспонатов Лондонской Национальной галереи не очень велико. Но галерея заслуженно гордится тем, что в ее коллекции представлены шедевры всех европейских школ с середины 13 до начала 20 века. Другой предмет гордости - собрание работ Тициана, отражающее каждый творческий период великого мастера - от самых ранних работ до поздних лет творчества. В ее стенах находится самая большая за пределами Испании коллекция картин Веласкеса, в том числе и его знаменитая Венера с зеркалом - единственное произведение великого мастера, изображающее обнаженную натуру. Также в Национальной Лондонской галерее можно увидеть прекрасные коллекции Рембрандты, Рубенса, Ганса Гольбейна и Антониса ван Дейка: и тот и другой были придворными художниками английских королей, и значительная часть их произведений осталась в Англии. Французская живопись представлена в Лондонской Национальной галерее необычайно разнообразно. В собрании много работ Пуссена и Лоррена, представляющих академическую линию развития французской живописи. Но в галерее есть и работы братьев Лененов, изображающих нищету французских улиц с правдивостью, свойственной их кумир, Караваджо. Галерея обладает также прекрасной коллекцией импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Камиля Писсаро. Расположенная в центре Лондона, Национальная галерея продолжает дело своих основателей. Она дарит посетителям возможность насладиться любованием бессмертными творениями мастеров живописи разных периодов и направлений, стран и эпох. И тщательно хранит их для грядущих поколений.
Ужин в Эммаусе.Караваджо.1603 г.
Христос и грешница.Рембрандт ван Рейн.
Суд Париса.Питер Пауль Рубенс.1632-1633 г.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.