Скульптурное произведение из размятой и обожженной глины.Существуют разные виды техники исполнения пастилажа:
В лаборатории архитектурной керамики Академии архитектуры УССР принят следующий порядок росписи вручную. Детали архитектурной керамики отформовывают в гипсовых, деревянных или металлических формах из шамотной или майоликовой немолотой массы. Лицевую сторону детали, предназначенную для росписи, заливают ангобом и подсушивают до 19—20 % влажности. На поверхности детали рисунок сначала намечают легким нажимом указательного или среднего пальца правой руки. Следы пальца не нарушают целости слоя общего покрытия ангобами. В редких случаях контуры слегка наносят карандашом (для мелкого рисунка). Затем рисуют пипеткой, проводя линии или штрихи легким нажимом правой руки на баллон.Способ росписи вручную — самый сложный. Им рисуют мастера, в совершенстве владеющие пипеткой, ибо линию, проведенную пипеткой, почти нельзя исправить. Его рисуют смелой широкой линией, которую нельзя повторить другим инструментом. Эффектным получается рисунок, исполненный пипеткой, на изделии, свежее залитом ангобом. В этой разновидности штриха поправки нежелательны. Применение рожка или пипетки вызвано необходимостью при работе ангобами наносить ровный толстый слой, который не может быть ослаблен глазурью. Сграффито и гравировка, как техника художественного решения рисунка, заключается в покрытиях поверхностей изделия ангобами других цветов, а затем гравировке, причем в рисунке обнажаются цвета линий или пятен нижнего слоя массы. В результате получается выгравированный двухцветный рисунок.Также пастилажем называют фигурное изделие из теста, сахара и т.д.
Пагода. Пастилаж.
Городок. Пастилаж.
Торт. Пастилаж.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.