(по-немецки Strich — линия, черта, зарубка, от латинского strictus — узкий, сжатый)
1) Линия или черта, которая наносится одним движением руки. Штрих – одно из основных изобразительных средств в большинстве разновидностей графики, а также в отдельных видах живописи – преимущественно декоративной и монументальной, а также в искусстве орнамента. При его помощи передаются контуры и форма предметов и фигур. Штрих — один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линий, штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и т.д. Различия в толщине, длине, динамике штрихов играют большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Приём работы штрихом называется штриховкой или штрихованием. Штрихи помогают создавать эффекты света и тени.При использовании мягких материалов (карандаша, угля, сангины, соуса, пастели) структура штриха может уничтожаться. Такой приём называется тушеванием. С помощью тушёвки создаются мягкие, плавные тональные градации, происходит растирание мягких рисовальных материалов на бумаге.Наиболее чёток и ясен штрих в перовой технике. В любой изобразительной технике есть какая-то неписаная закономерность масштабов всех элементов техники. Например, мазок соразмерен формату картины. Масштабы элементов декорации, панно, мозаики определяются расстоянием, с которого они смотрятся, освещенностью архитектурного окружения. В рисунке пером тоже необходимы определенные соотношения между линиями, просветами и общим размером рисунка, но не в ущерб, конечно, индивидуальности почерка.Линии, штрихи, белые и чёрные пятна не только подчиняются воле художника, но и предъявляют ему некоторые свои требования. Элементы рисовальной техники пером не должны выпячиваться на показ художником, но и не должны быть незаметными. Такое равновесие необходимо. Один художник поймет это умом, другой — почувствует.Всё сказанное отнюдь не исключает рисования мелким бисерным штрихом. Однако прибегать к нему следует лишь в исключительных случаях, при этом никогда нельзя забывать о необходимой чёткости штриха и доступности его для воспроизведения.В тоновом рисунке толщина и характер штрихов могут быть различными в зависимости от выявления той или иной поверхности предмета. Характер штрихов зависит от силы нажима на карандаш. Штрихи являются относительно короткими линиями. Накапливаясь в одних местах больше, в других меньше, они создают различный тон на рисунках. Различное насыщение частей рисунка штрихами даёт возможность выявить объем и форму изображаемого предмета.При проведении на небольшом расстоянии друг от друга ряда параллельных и пересекающихся штрихов получается штриховое пятно, зрительно воспринимаемое более или менее тёмным, т.е. имеющим какой-то тон. Штриховое пятно в зависимости от характера выявляемой формы может иметь постепенные переходы от светлого к тёмному и соответственно в различных местах иметь разной силы тон. Поэтому, в рисунке нанесение штрихов — это средство передачи светотени и тональных отношений.Усиление тона достигается путём многократного покрытия штрихами поверхности бумаги в разных направлениях, а также изменением нажима карандаша.Характер нанесения штрихов следует согласовывать с формой предмета. Это не только поможет более успешному выявлению формы на рисунке, но будет способствовать подчеркиванию конструкции предмета. Принято говорить, что штрихи нужно «класть по форме». Это значит, что в иллюзорно-пространственном понимании рисунка и выявлении формы предмета штрих должен «принадлежать его поверхности». Всякий штрих случайного направления выглядит на рисунке инородным, мешающим изображению формы.Для изображения плоских поверхностей лучше подходят прямолинейные штрихи, для изображения кривых поверхностей — криволинейные. При выборе штрихов учитывают относительное расположение предметов в глубине изображаемого пространства.В изобразительном искусстве применяется также и штриховка - определённая техника нанесения штриха, при которой все штрихи становятся одним сплошным тоновым пятном. С помощью штриховки выражаются светотеневые градации, достигается эффект объёмности формы. Нужно избегать увлечения излишне жёсткой и редкой пересекающейся под большим углом, штриховки, которая дает неприятный «проволочно-сетчатый» характер рисунка, разрушающий поверхность изображенных предметов.2) В музыке — способ извлечения звука на музыкальных инструментах (легато, стаккато, на смычковых инструментах также спикатто и т.д.). Придает звучанию различный характер и окраску. Обусловлен содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой.
Фауст.Рембрант.
Шар и куб.Рисунок штрихом.
Жалость.Винсент Ван Гог.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.