(от итальянского modellare - лепить)
Воспроизведение объемно-пластических и пространственных свойств предметов в произведении искусства при помощи светотеневых и цветовых градаций, контрастов, оптических свойств теплых и холодных тонов, лепки мазками. Классический прием передачи на плоскости трехмерного объема предмета.В живописи и рисунке иллюзия выпуклости достигается штриховкой или градацией тонов, передающих различные валёры тени и света, распределяющиеся по поверхности предмета. Переход от темных к более светлым тонам проходит через зоны холодных полутонов, более или менее тонкие нюансы которых стараются уловить разницу в освещении. Моделировка формы осуществляется с таким расчетом, чтобы передать объем и материал каждого предмета цветовыми оттенками, возникшими в результате влияния общего освещения и окружения. Работая над натюрмортами при разных пленэрных условиях, можно углубить понимание таких специфических особенностей пейзажной живописи на пленэре, как сильное контрастное или рассеянное освещение, влияние среды, рефлексов неба и многое другое. Если с помощью моделировки удается создать иллюзию того, что фигура как бы "вращается в пространстве", то выражения, в которых описывается такая живопись, приближаются к терминам скульптуры, а сама она достигает эффекта рельефа. Примером передачи характерного состояния колорита в пасмурный день может служить натюрмортная часть картины А.А. Пластова «Жатва». В картине действие происходит в полдень под затянутым облаками небом. Серый, серебристый тон неба сообщает цвет всей картины. Свет и тени на предметах натюрморта мало отличаются друг от друга. Все вместе создает тонкую, гармоничную живопись, передающую состояние дня. Пример живописи натюрморта в условиях вечернего освещения можно увидеть в другой картине художника «Ужин трактористов» Освещенные части предметов окрашены красновато-оранжевым цветом, тени плотные, холодного цвета. В картине создана напряженная гамма цветов, где все предметы выглядят материально весомыми.С XIV в. проблема передачи объемности становится все более важной и развивается параллельно с исследованиями перспективы, постепенно заменяя старый метод трактовки пространства с помощью плоскостей, когда подчеркнутый или тонкий контур ограничивал формы, лишь намечая их объемы. В творчестве каждого отдельного художника моделировка выражается и интерпретируется по-разному - она становится то округлой и непрерывной, то искривленной и рыхлой; когда объемность выходит за собственные границы и, поглощая полутона, достигает светотени, построенной на сильных контрастах, тогда фигура или предмет подчиняются основным правилам резкого света и тени (Караваджо).В конце XIX в., с появлением импрессионизма, моделировка оказывается почти в полном забвении и заменяется игрой модуляций цветовых пятен, которая подразумевает объемность и глубину, свойственные живописи. Сама живопись отныне избавляется от заботы о подражании и о сближении со скульптурой.
Поэтапная моделировка формы шара.
Предметно-пространственнаямодель. Св. Каталина.Ф.Я. де ла Алмедина.1510 г.
Восковая моделировка для литья.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.