Главная > Дневник > 1843 год


1843 год

16 декабря

Поэта выручает последовательность образов, художника — их одновременность. Пример: у меня перед глазами птицы, купающиеся в лужице воды, оставшейся после дождя на кровле, покрывающей плоский выступ крыши; я одновременно вижу массу вещей, о которых поэт не может даже упомянуть, не говоря уже о том, чтобы их описать, ибо рискует стать утомительным, исписать целые тома и все же дать далеко не совершенное изображение. Заметьте, что я беру всего лишь одно короткое мгновение. Птица погружается в воду: я вижу ее окраску, серебристый пух под маленькими крылышками, всю ее легкую форму, брызги светлых капель, которые взлетают вверх на солнечном свету...

Здесь искусство поэта беспомощно: нужно, чтобы из всех этих впечатлений он выбрал одно, наиболее захватывающее, дабы вызвать в моем воображении все остальные. Я говорил только о самой птице или о том, что с ней непосредственно связано; я умалчиваю о чарующем впечатлении от восходящего солнца, облаков, отражающихся в этом маленьком озере, как в зеркале, о впечатлении от окружающей зелени, об играх других птиц, прилетевших сюда же, или о том, как они порхают или улетают стрелой, после того как окунут свой клюв и освежат перья в этой лужице. А все их очаровательные движения среди этой суматохи, трепещущие крылышки, маленькое тельце, на котором все оперенье становится дыбом, маленькая головка, высоко поднятая, после того как ее окунули в воду, тысяча других подробностей, которые я вижу еще в моем воображении, если их нет в действительности! И все же, описывая все это...

Без даты

Бывают линии — уроды: прямая, правильно извилистая, особенно две параллельные. Когда человек создает их, природа начинает их разрушать. Мхи и различные случайности ломают прямые линии человеческих построек. Одна линия сама по себе ничего не выражает; нужна вторая, чтобы придать ей выразительность. Это великий закон. Пример: в музыкальном аккорде одна нота ничего не выражает, две вместе создают целое, выражают некую идею. У древних — жесткие линии, сглаженные рукой рабочего. Сравнить античные арки с арками Персье и Фонтена 1... В природе нет никаких параллельных линий — будь то прямые или кривые.

Было бы очень интересно проверить, не являются ли правильные линии только продуктом воображения человеческого мозга. Животные не воспроизводят их ни в своих сооружениях, ни, тем более, в тех начатках чего-то упорядоченного, что представляют собой их работы, как, например, кокон или куколка. Существует ли переход, который ведет от косной материи к человеческому сознанию, постигающему чисто геометрические линии?

И обратно, сколько животных, с яростью работающих над разрушением всякой правильности! Ласточка лепит свое гнездо под карнизом дворца, червь прокладывает свою извилистую дорожку в балках здания. Отсюда очарование старинных и разрушенных вещей. Здесь есть то, что обычно называют налетом времени: разрушение приближает вещь к природе. Сколько книг, которые не читают именно потому, что они желают быть книгами. Слишком большой объем, длинно, утомительно. Ничто так не важно для писателя, как это чувство меры. Поскольку, в противоположность художнику, он излагает свои идеи в порядке последовательности, плохое деление на части, излишек деталей обременяют общий замысел. В конце концов преобладание вдохновения отнюдь не предполагает полного отсутствия расчета, так же как преобладание этой способности не обусловливает полного отсутствия вдохновения. Александр, по выражению Боссюэ2, действовал под влиянием сильных и неукротимых порывов. Он ценил поэтов, а к философам питал лишь уважение. Цезарь ценил философов, а к поэтам питал лишь уважение. Оба были выскочками, достигшими вершин славы: первый путем вдохновения, подкрепленного расчетом, второй — путем расчета, поддержанного вдохновением. Александр был велик главным образом душой, Цезарь — умом.


1 Персье (Percier) Шарль (1764 — 1838) и Фонтен (Fontaine) Пьер-Франсуа-Луи (1762—1853) — известные французские архитекторы, создатели стиля «ампир». Пользовались большим влиянием в первой четверти XIX века. Оба прославились выработкой образцов стильной мебели.
2 Боссюэ (Bossuet) Жак-Бенинь (1627 — 1704) — проповедник, церковный деятель. Поборник идеи восстановления единства церкви и абсолютизма. Воспитатель сына Людовика XIV, выдающийся писатель-стилист.

1834-1835 год

1844 год


Автопортрет в костюме Гамлета

Аспазия

Абидосская невеста






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.