Без даты
Закат солнца. Небо голубое, светло-желтое около солнца; облака вблизи от солнца — немного рыхлой массой, а выше — словно хлопья шерсти; со стороны солнца они светло-желтые, а остальное — жемчужно-серое с желтоватым налетом. Выше и дальше от солнца, они — жемчужно-серые, без желтого; с просветами неба, которое кажется синим, хотя и очень светлым; облака поверху тут и там озарены по краю, как будто на все остальное накинута прозрачная завеса, сквозь которую виден блеск их краев.Леда. Ее наивное изумление при виде лебедя, ласкающего ее лоно, покрывающего ее обнаженные и сияющие белизной плечи и бедро. Какое-то новое ощущение возникает в ее смущенной душе; она скрывает от подруг свою таинственную любовь. Есть что-то божественное в белизне этого лебедя: его шея нежно обвивает ее хрупкое тело, а клюв страстно и смело приникает к ее сокровеннейшим прелестям. Молодая красавица сначала только смущена и старается уверить себя, что это только птица. Нет свидетелей этой страсти. Лежа под тенью деревьев на берегу ручья, отражающего ее прекрасную наготу и омывающего прозрачной волной ступни ее ног, она просит ветер принести предмет ее страсти, не решаясь призвать его сама.
Об авторитете, традициях и примере мастеров. Они столько же опасны, как и полезны; они вводят в заблуждение или запугивают художников; они вооружают критиков страшными доводами против всякой оригинальности. Поистине странный способ поощрять искусство, предоставляя плохим или посредственным художникам возможность выставить три картины и запрещать талантливым выставить четыре.
Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, — это контраст основных линий. Надо хорошо запечатлеть это в воображении, прежде чем прикасаться карандашом к бумаге. У Жироде, например, это встречается кое-где в его работах в силу того, что, точно воспроизводя модель, он хоть вкривь и вкось, но улавливает нечто от ее грации; однако выходило это у него как бы случайно. Применяя принцип, он не отдавал себе в нем отчета. X... кажется мне единственным, кто вполне понял и применял его. В этом вся тайна его рисунка. Самое трудное — делать как он, то есть применить это к изображению всего тела в целом.Энгру удается это в изображении деталей рук и т.д. Без вспомогательных средств, помогающих глазу, этого невозможно было бы достигнуть, например, провести длинную линию и т.д.; приходится рисовать зачастую при помощи особого стекла и т.д. Все остальные художники, не исключая Микеланджело и Рафаэля, рисовали по внутреннему чутью, порывом, и достигали красоты в силу того, что она открывалась им в самой природе; но им оставался неизвестен секрет X...— точность глаза. Конечно, не в момент выполнения надо накладывать мерку, применять отвес и пр.; следует заблаговременно уже овладеть точностью, которая перед лицом природы сама собой придет на помощь неудержимому желанию отобразить ее. Уильки1 тоже знает этот секрет. В портретах он необходим. Когда, например, делаешь общую группу, то, располагая этим опытом, когда, если можно так выразиться, знаешь все линии наизусть, можно до известной степени геометрически воспроизвести их на картине. В особенности, в женских портретах. Тут необходимо начинать с фигуры в целом. Если же вы начнете с деталей, то у вас всегда получится грубо. Доказательство: если вы хотите нарисовать красивую лошадь и увлечетесь деталями, то контур никогда у вас не получится достаточно выразительным.
Ясно различать отдельные плоскости, взаимно разграничивая их; располагать их в том порядке, в каком их выявляет освещение; прежде чем писать, установить те, которые имеют одинаковые валёры. Так, например, в рисунке на цветной бумаге накладывать блики извилистыми белыми мазками, затем проложить светлые места снова белым, но не так резко, далее — те полутона, которые дает сама бумага; потом первые полутона, сделанные карандашом, и т.д. Если по краю какого-нибудь плана, который вы точно обозначили, вы даете несколько больше светлого, чем в центре, вы тем самым подчеркиваете еще сильнее уплощенность или выпуклость. Именно в этом и заключается секрет моделировки. Сколько бы ни прибавлять черного, моделировки все же не получится. Отсюда следует, что и моделировку можно вести ограниченными средствами.
1 Уильки (Wilkie) Давид (1785 — 1841) — английский художник, писавший преимущественно жанровые сцены.
1832 год
1834-1835 год
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.