1-2-3-4-5

В апреле 1837 г. Делакруа составил проект общей отделки Палаты депутатов Люксембургского дворца, включавший приемный зал, зал комиссий и Библиотеку. Но покровитель Эжена Адольф Тьер, министр внутренних дел, ушел со своего поста, а его преемник де Монталиве разделил заказ между несколькими художниками и приемный зал был поручен Орасу Берне. Делакруа досталась одна Библиотека. Но и это был серьезный заказ. Лишь в конце августа - начале сентября 1838 года сорокалетний Эжен Делакруа узнаёт о получении заказа на роспись Библиотеки Палаты депутатов за 60000 франков.

Делакруа был не очень удовлетворён скоростью решения этого вопроса, что видно из письма Адольфу Тьеру, написанного 27 октября 1838 года:

"Быть может, Вы уже знаете из газет, что мне поручена отделка Библиотеки Палаты. Я сам узнал о выпавшей мне удаче, когда находился далеко от Парижа и совершенно не думал об этом деле, так как мне казалось, что им упорно не желают заниматься, хотя принять решение на этот счет было, по-видимому, совсем просто.
<...>
Но в течение почти двух лет с тех пор, как исполнение этого проекта стало возможным, я не находил ни у кого той благожелательной поддержки и помощи, которую Вы с такой добротой предложили бы мне, будь Вы по-прежнему на своем посту
".

Поэтому Художник не сразу поверил заметке, из которой узнал о получении заказа. В письме Жану Батисту Пьерре от 5 сентября 1838 года Эжен писал:

"Из газеты я узнал, что министр официально доверил мне заказ на Библиотеку Палаты. Будь добр, разузнай и сообщи мне поскорее, не розыгрыш ли это: если розыгрыш, то довольно жестокий".

Но уже к 13 сентября последние сомнения рассеялись, и Делакруа пишет Фредерику Вийо:

"Читали ли Вы в газетах, что среди многих других заказов на отделку Палаты и мне досталась работа над Библиотекой этого заведения? Я также об этом узнал и получил уже окончательное, бесспорное подтверждение".

Делакруа приступает к многолетней работе. В ноябре 1838 года он открывает мастерскую для подготовки сотрудников на ул. Нев-Гийемен (на месте нынешней Рейнской ул., между ул. Дюфур и Вье-Коломбье). Главными помощниками Делакруа в выполнении заказа были Гюстав Лассаль-Борд, Луи де Плане и Пьер Андрие (поступивший в мастерскую в июне 1844 г.). Делакруа предстоит расписать пять куполов с четырьмя парусами под каждым и две полукруглые стены в концах зала. В качестве сюжетов Делакруа избрал великие проявления человеческого духа: это Поэзия, Теология, Законодательство, Философия, Науки; каждое из них представлено четырьмя эпизодами, изображенными на парусах сводов; весь этот ансамбль расположен между двумя полукруглыми стенами, на которых Делакруа изобразил Орфея, или Мир, и Аттилу, или Войну: первый олицетворяет основоположника цивилизации, второй — ее разрушителя.

Паруса предполагалось писать на холсте в мастерской и затем наклеивать на стену. Спустя более 16 лет, в феврале 1855 года, Делакруа напишет об этой технике членам жюри промышленного отдела Всемирной выставки следующее:

"Я взял на себя смелость рекомендовать Вашему серьезнейшему вниманию представленную Вам г-ном Аро памятную записку касательно усовершенствований, какие он ввел в подготовку и закрепление холстов, предназначенных для монументальной живописи. Его метод ни в коей мере не противопоставляется известному, при котором художники делают роспись на месте и целью которого является добиться наибольшего соответствия живописи характеру здания, какое предстоит украсить; именно так почти пятнадцать лет назад я сам исполнил роспись купола библиотеки Сената. Поверхность, которую мне предстояло расписать, была достаточно неоднородной, состояла из камня, балок и штукатурки, имела разные свойства и даже трещины, грозившие со временем еще увеличиться. Закрепление холста по способу, который он (г-н Аро) имеет честь представить на Ваше рассмотрение, устранило все эти опасности и в случае возникновения повреждений и необходимости прибегнуть к помощи плотников или каменщика позволяет снять покрытый красками холст и после проведения ремонта вновь закрепить его".

Роспись полукруглых стен также должна была быть выполнена на холсте, но прямо на месте. Неудача с написанным на холсте «Орфеем», который пострадал при осадке стены, заставила Делакруа отказаться от этого способа: стену заново оштукатурили и стали писать прямо по ней.

Делакруа тщательно подготовил все эскизы. Ученикам было поручено разбить их на квадраты в мастерской и сделать вчерне подготовительные наброски росписей. Делакруа их завершал. Несколько росписей он исполнил собственноручно. В течение всего 1839 и нескольких последующих лет велись работы над эскизами и над парусами. Лишь в 1845 в Библиотеке Палаты депутатов укреплены на месте паруса сводов, расписанные в мастерской. Следующие 2 года Делакруа трудится над двумя полукружиями в Палате депутатов.

Наконец, спустя более 9 лет работ, 21 декабря 1847 года Эжен рассылает своим друзьям приглашение, в период с 22 по 25 декабря, прийти взглянуть на его завершенную работу - она готова. В конце декабря работа была представлена на суд широкой публики.

Как видим, большую часть времени заняла роспись купола и 4 его парусов, рассмотрим их более детально.

На следующих иллюстрациях представлен лимб (роспись купола) в трёх ракурсах:

Лимб. (роспись купола) Лимб. (роспись купола) Лимб. (роспись купола)

1-2-3-4-5


Лошадь, испуганная молнией.

Мадемуазель Роза

Маррокканец и его конь






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.