1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14

7. Эффект, к которому стремятся неоимпрессионисты, которого они достигают разделением, - это максимум света, красочности и гармонии. Их техника кажется наиболее подходящей для декоративных композиций, в которых, впрочем, некоторые из них ее применяли. Но, не получая официальных заказов, не имея стен для росписи, они ждут других времен, когда они смогут осуществить свои большие замыслы.

На расстоянии, на которое обычно требуется отойти от этого рода произведений, фактура, если она правильно выбрана, станет незаметной и отдельные элементы сольются в блестящих окрашенных светах. Раздельные мазки будут так же мало заметны, как штрихи Делакруа в его росписях в галерее Аполлона или в библиотеке Сената.

Впрочем, раздельные мазки, мешающие на близком расстоянии, со временем исчезнут. Через несколько лет жирно положенные мазки становятся тоньше, краски сливаются, и картина может стать даже чересчур однородной.

"Живопись нельзя нюхать", - сказал Рембрандт. Чтобы слушать симфонию, садятся не среди медных инструментов, а в том месте, откуда звуки различных инструментов сливаются в созвучие, желанное композитору. Потом можно разобрать партитуру нота за нотой, чтобы изучить оркестровку. Точно так же и перед картиной, написанной техникой разделения, можно сначала стать достаточно далеко, чтобы получить общее впечатление, а затем, если хочется понять технические подробности, приблизиться, чтобы изучить игру красочных элементов. Если бы Делакруа мог знать все средства, которыми обладает разделение, он преодолел бы свои затруднения в декоративных работах в зале Мира в Ратуше. Стены, которые он должен был расписать, были темные, и он так и не сумел сделать их светящимися. В своем "Дневнике" он жалуется, что, несмотря на повторные попытки, он не смог передать на этих стенах тот свет, который был в его эскизах.

В Амьене есть четыре прекрасные композиции Пюви де Шаванна. "Офицер, несущий штандарт", "Плачущая женщина на развалинах своего дома", "Пряха" и "Жнец"; все они помещаются на пересечениях сводов против "Войны и Мира" и кажутся еле заметными из-за яркого света, льющегося в окна.

А живопись разделения несомненно создала бы на этих панно красочные сочетания, которые вынесли бы соседство ослепительного света окон.

"Холсты неоимпрессионистов, даже маленького размера, декоративны. Это не этюды, не станковые картины, но образцы декоративного искусства, которое жертвует анекдотичностью в пользу арабески, подробным перечнем - синтезу, мимолетностью - постоянству, и [...] передает природу не в случайной реальности, утомившей ее самое, а в ее подлинной реальности", как говорит Феликс Фенеон. Разве холсты, которые на стенах наших современных жилищ излучают свет, сияют чистыми красками в оправе ритмических линий и чаруют нас, как восточные ковры, мозаики и вышивки, не являются такими же произведениями декоративного искусства?

VI. Краткое изложение трех достижений.

Все многочисленные доказательства - а их необходимо было привести, чтобы убедить в законности неоимпрессионизма, установив его происхождение и достижения, - могут быть выражены в сжатой форме в следующей синоптической таблице:

Цель:
Делакруа
Импрессионистов
Неоимпрессионистов

Придать окраске возможно больше света.

Средства:
Делакруа:
1. Палитра, составленная из красок чистых и тусклый.
2. Смесь на палитре и смесь оптическая.
3. Штрихи.
4. Последовательная и научная техника.

Импрессионисты:
1. Палитра, составленная исключительно из чистых красок, приближающихся к цветам солнечного спектра.
2. Смесь на палитре и оптическая.
3. Мазки в виде запятых или стушеванные между собой
4. Техника инстинктивная, по вдохновению

Неоимпрессионисты:
1. Та же палитра, что и импрессионистов.
2. Оптическая смесь.
3. Раздельные мазки.
4. Техника методическая и научная.

Результаты:

Делакруа. Отвергая всякую плоскую окраску и благодаря переходам тонов и оттенков, контрасту и оптической смеси, он сумел извлечь из своих отчасти приглушенных элементов наибольшую яркость, гармония которой достигается систематическим применением законов, управляющих цветом.

Импрессионисты. Имея на палитре только чистые краски, они достигли большей светосильности и большей красочности, чем Делакруа; но они уменьшали яркость цвета смесью пигментов и ограничивали гармонию, применяя законы цвета непоследовательно и не всегда.

Неоимпрессионисты. Совершенно упразднив всякую загрязняющую смесь, употребляя исключительно оптическую смесь чистых красок, методически разделяя и соблюдая научную теорию цвета, они достигают светосильности, красочности н гармонии, которые до сих пор еще никем не были достигнуты.

VII. Критика.

1. Мы рассматриваем технику разделения, введенную неоимпрессионистами, как естественное развитие техники импрессионистов. Приведя многочисленные цитаты, мы показали в начале этой книги, что ее удивительным образом предчувствовал и почти выразил Делакруа. Но кроме него и другие люди предвидели пользу, которую может принести искусству письмо раздельными мазками чистого цвета - метод, примененный впоследствии неоимпрессионистами.

Например, Шарль Блан указал все преимущества техники, основанной, как и разделение, на контрасте и оптической смеси. В своей "Грамматике искусства рисования" он говорит, что для того, чтобы придать краскам сияние, не надо класть их плоско, и советует употреблять восточный способ, очень схожий со способом неимпрессионистов:

"Восточные народы, прекрасные колористы, желая окрасить поверхность, кажущуюся однотонной, заставляли краски вибрировать, давая переходы тонов".

Далее он приводит отрывок из этюда де Бомона, появившегося в "Revue des Deux Mondes", чтобы показать, насколько велики очарование и мощность разложенного до бесконечности цвета. Эта цитата ясно доказывает общность техники неоимпрессионистов с самой богатой колористической традицией - с восточной традицией.

"Чем интенсивнее цвет, тем более народы Востока заставляли его переливаться, чтобы оттенять его им самим, чтобы усилить его и избежать жесткости и монотонности, одним словом, чтобы вызвать ту вибрацию, без которой цвет так же невыносим для наших глаз, как монотонный звук для наших ушей". Между тем плоскую и зализанную живопись любят столько людей, что можно подумать, что глаза меньше чувствительны, чем уши.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14


Лондон

Битва при Пуатье

Минарет в исфахане. XI-XII вв.jpg






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.