Пьеру Андрие 1

6 января 1853

Мой дорогой Андрие, с удовольствием получил Ваще письмо и шлю Вам несколько слов в ответ. Я полностью занят малыми картинами. Просидев какое-то время без работы, я теперь охвачен неистовой страстью писать, которую изливаю на небольшие холсты, 2 — это и занятие, и вместе с тем отдых от больших работ. У меня еще не вполне изгладилось раздражение от монументальной живописи, которой я был обязан последним из своих разочарований; 3 поэтому не думаю, что скоро соберусь с силами снова за нее приняться. С одной стороны, мне хотелось бы сделать что-нибудь для Салона; 4 с другой стороны, до конца праздников 5 я все равно не смогу работать в Ратуше; поэтому следует рассчитывать на конец марта. Меня крайне смущает, что все это время Вы оказываетесь незаняты, а Ваша поездка в Бельгию может совпасть с возобновлением работы, для которой Вы мне так необходимы. Попытаюсь воззвать к великодушию г-на Ромье: 6 если бы он мог до конца нынешнего месяца достать для Вас заказ на какую-нибудь копию, то мне кажется, что с начала февраля у Вас началась бы вполне сносная жизнь и работы Вам хватило бы по меньшей мере месяца на два. К сожалению, опасаюсь, что добиться этой милости будет очень нелегко; но я сделаю что смогу. Если у Вас есть в Бельгии какие-нибудь личные дела, то полагаю, что Вам было бы лучше отправиться туда в феврале или даже раньше. Я теперь работаю по меньшей мере до половины девятого, а в темные дни до трех часов. Через месяц Вы наверняка сможете работать часов до четырех, а музей в Антверпене открыт, помнится, именно до этого часа. <...>

Сердечно благодарю Вас за все милые слова, что Вы высказали мне по поводу выставки в Бордо. 7 Я очень рад, что картины мои Вам понравились. Я имею несчастье охладевать к своим полотнам, едва они оказываются за пределами мастерской, поэтому очень радуюсь, когда их одобряют, особенно если одобрение исходит от таких людей, как Вы, неспособных на пустые комплименты.

<...> Я действительно много работаю теперь, и мне очень тяжко заниматься чем-либо, кроме живописи.

P.S. Женни благодарна Вам за поклон и просит передать привет.


1 Андрие находился в это время дома, в Верхней Гаронне.
2 Делакруа действительно написал в это время ряд небольших картин, которые служили ему отдыхом от монументальных работ и одновременно давали средства к существованию (см 1853 г. у Робо).
3 Имеются в виду вынужденные переделки при помещении в Ратуше полотен, выполненных в мастерской.
4 В Салоне 1853 г. фигурируют три из этих небольших картин: «Святой Стефан» (Робо, 1211), «Ученики в Эммаусе» (Робо, 1192), «Африканские пираты» (Робо, 1194).
5 Празднества по случаю бракосочетания Наполеона III и Евгении де Монтихо 29—30 января 1853 г.
6 Ромье был в это время директором Департамента изящных искусств. Делакруа действительно виделся с ним 7 февраля (см. запись в «Дневнике» за это число).
7 Делакруа послал на выставку Общества друзей искусства в Бордо, открывшуюся 15 ноября 1852 г., пять картин; это были «Шильонский узник» (Робо, 561), «Гамлет с могильщиками» (Робо, 694), «Еврейка у себя дома вместе с мавританкой» (Робо, 1201), «Арабский всадник, переправляющийся через реку» (Робо, 1186).

К содержанию главы.

Следующее письмо.


Фауст и Мефистофель

Уголок мастерской

Спальня графа де Морне






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.