Главная > Переписка > Часть VI > 1859 год > Фредерику де Мерсе


Фредерику де Мерсе

5 января 1859

Милостивый государь и друг!

Снова позволяю себе погрешить против хорошего тона: поскольку не имею возможности посетить Вас лично, решился написать Вам. Оправданием служит мне то, что я опять страдаю жесточайшим насморком; надеюсь, он скоро пройдет, но чувствую я себя очень скверно, а главное, совсем не могу говорить. Недели две назад я вернулся в Париж и сразу же заболел гриппом, который перенес очень тяжело.

Итак, самая давняя из моих рекомендаций, которую, быть может, труднее всего принять, хоть я и не сомневаюсь, что Вы признаете ее обоснованной. Речь дет о художнике Фортене, 1 пишущем на бретонские темы, — полагаю, Вы отдаете ему должное; однажды — если Вы помните выставку 1855 г. — он был весьма близок к награде, но, к сожалению, остался вне поля нашего зрения; между тем подобная удача очень бы его поддержала. Я знаю, подобные блага выпадают только тем, кому способствует счастливый случай, но я уповаю на Вашу благожелательность и готовность оценить дарование, которое сам я высоко ставлю.

Ходатайствую перед Вами и за пейзажиста Сен-Марселя, 2 которому весьма желательно было бы продать свою картину «Волки в ущелье». Будьте столь любезны, включите эту вещь в число приобретаемых если это возможно; Вы очень меня этим обрадуете.

И наконец, г-н Массой, 3 гравер, который работает над гравюрой по моей «Резне на Хиосе»; после тех благосклонных слов, которые Вы изволили ему высказать, надеюсь, что Министерство государственных имуществ могло бы приобрести достаточно оттисков, чтобы поддержать Массона в его занятиях: по крайней мере, он меня в этом заверил и я беру на себя смелость Вам об этом напомнить.

Кроме того, не могу не упомянуть в этом письме человека, который никак не пытался привлечь мое внимание к своим работам. По воле случая я увидел в церкви св. Клотильды выполненную Лемленом 4 роспись одной из стен капеллы, расписанной его товарищем Пильсом; 5 этот последний и поручил работу Лемлену, чем, кстати, был не слишком доволен их общий учитель г-н Пико. 6 Что до меня, то я был поражен. Потом я встретился с этим Лемленом: ему уже лет сорок пять, и он никогда до сих пор не выполнял тех работ, к которым, на мой взгляд, необычайно способен, то есть не занимался монументальной живописью. Три года назад я видел в Бадене большой зал казино: 7 там он по заказу Сешана расписал плафон и изгибы свода, которые показались мне весьма примечательными. Сообщаю Вам свои соображения, отнюдь на них не настаивая, — это лишь мое частное мнение. Полагаю, что этому человеку Вы можете доверить большие работы, и он великолепно с ними справится.

Этим летом перед отъездом я несколько раз заходил к Вам чтобы поблагодарить за ту любезность, которую Вы имели случай мне оказать и за которую я сердечно Вам признателен. 8 Будьте добры, не сетуйте на меня за настойчивость, с которой я рекомендую тех, кто кажется мне достойным Вашего благосклонного внимания.

<...>

Примите, милостивый государь и друг, уверения в моей сердечной привязанности.

Э. Делакруа


1 Шарль Фортен (1815—1865) — художник, ученик Бома и Рокплана, получил медали в 1849, 1857 и 1859 гг. В 1861 г. был награжден орденом.
2 Сен-Марсель Кабен (1819—1890) — художник-анималист; в его изображениях львов чувствуется влияние Делакруа (Кабен принадлежал к мастерской Делакруа). Картина «Волки в ущелье» была приобретена государством и отправлена в Шалон-сюр-Марн.
3 Альфонс Массон (1814—1898) — гравер, ученик Декана; в 1854 г. гравировал портрет Делакруа для «Истории современных художников» Т. Сильвестра и «Резню на Хиосе».
4 Александр Лемлен (Лемлайн) (1813—1871) — художник, баварец по происхождению, ученик Реньо и Пико; выставлялся в Салоне с 1836 по 1870 г.; совместно с Ало занимался реставрацией росписей Приматиччо в Фонтенбло, расписал церковь Св. Клотильды.
5 Изидор Пильс (1813—1875) — художник, ученик Летьера и Пико; в 1838 г. удостоен Римской премии. Член Академии с 1868 г. Принимал участие в военных действиях во время Крымской войны.
6 Франсуа Пико (1786—1868) — исторический живописец, ученик Венсана и Давида, в 1836 г. избран в Академию; художник академического толка.
7 Делакруа упоминает об этом в «Дневнике» 25 сентября 1855 г. Шарль Сешан (1803—1874) — художник-декоратор, ученик Сисери, реставрировал галерею Аполлона в Лувре; в 1852 г. расписывал казино «Конверсационсхаус» в Бадене.
8 Покупка картины Делакруа «Смерть Марка Аврелия» (см. письмо от 13 мая 1858 г.).

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


Эжен Делакруа. Девушка в костюме.

Вид моря с вершин Дьеппа

Апофеоз Делакруа






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.