Леону Пессу

Шанрозе, 15 июля 1849

<...> Не смею сказать, что все, что Вы написали, 1 истинная правда: как-никак мне от этого прямая выгода. То, что Вы пишете о цвете и колористах, следовало бы твердить почаще. Критика, подобно многому другому, тянется за явлением, по поводу которого была высказана, и не покидает наезженной колеи. Одни усматривают это хваленое Прекрасное в извилистой линии, другие — в прямой; все точно сговорились видеть его в одних только линиях. Я стою у окна и любуюсь прекрасным пейзажем, мысль о линии даже не приходит мне в голову; поет жаворонок, тысячей бриллиантов сверкает река, шепчется листва — разве линии рождают во мне это восхитительное ощущение?

Критикам угодно и гармонию, и пропорции замечать в одних только линиях; все прочее для них — хаос; циркуль — единственный их советчик.

Простите мне критическую запальчивость, обращенную против моих критиков. Примите во внимание, что я смиренно прячусь под прикрытием приводимых Вами великих имен и почитаю их не меньше, чем другие. Да, Рубенс рисует. Да, Корреджо рисует. Никто из них не отказывается от идеала. Без идеала нет ни художника, ни рисунка, ни цвета. Но лучше не иметь идеала вообще, чем усвоить заемный, который прививают гг. профессора, тот идеал, что вызывает ненависть к натуре.

Об этом можно написать целые тома, поэтому я останавливаюсь и еще раз повторяю: Вы очень меня обрадовали...

Э. Делакруа


1 В статье, опубликованной в «Constitutionnel» от 8 июля и посвященной Салону 1849 г.

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


«Единоборство Иакова с ангелом»

«Аврора»

Андромеда (Эжен Делакруа)






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.