1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25

6 марта

За ночь отдохнул. Войдя к себе в мастерскую, вновь обрел хорошее расположение духа. Просматривал Охоты Рубенса. Охота на гиппопотама, самая неистовая из всех, нравится мне больше всего. Я люблю ее пафос, ее чрезмерные и напряженные формы. Я обожаю их всей силой своего презрения к слащавой кукольности, какие размазываются в современной живописи и в музыке г. Верди. Третьего дня г-жа Леблон никак не могла понять, что мне нравится в двух очаровательных рисунках Прюдона, которые есть у ее мужа. Г-жа Гизо просит у меня рисунок для лотереи и заверяет меня в своих дружеских чувствах. Наконец-то я пишу для г. Роше. Сделал несколько набросков с Охот Рубенса; у его преувеличенных и раздутых форм можно учиться не меньше, чем у точных подражаний. Обедал у г-жи Форже. Встретил там г. Кэрака и его дочь, которая немного помузицировала для нас.

7 марта

Пьерре пришел около половины второго, когда я одевался, чтобы отправиться в консерваторию. Поехал и один в ложе прослушал первый отрывок. Г-жа Санд не приезжала. Она появилась как раз тогда, когда исполняли вещь Оисло, крайне скучную. В общем, я не в восторге от этого концерта; только одна вещь Бетховена, рояль с виолончелью, до некоторой степени понравилась мне да квартет Моцарта в заключение. Я сказал г-же Санд, провожая ее домой, что Бетховен действует на нас сильнее потому, что он человек нашего времени; он романтичен в высшей степени. Обедал у нее; она была крайне любезна; нам надо съездить вместе посмотреть Люксембург и Палату депутатов. Вечером был д'Арпеитиньи и ушел очень поздно.

Суд Париса1 Рафаэля, на очень потертой гравюре, предстает передо мной в совершенно другом свете с тех пор, как я восхитился его изумительной гармонией линий в Мадонне с покрывалом на улице Гранж-Бательер. Эта особенность, проявляемая везде, тоже является качеством, которое совершенно затмевает все, что можно видеть после него. Об этом не стоит слишком задумываться из страха выбросить все свое за окно. Может быть, некоторая холодность, которую я испытывал к Тициану, проистекает из того почти упорного невежества, которое он проявляет в отношении красоты линий.

8 марта

Снова потратил на Отелло весь день; сильно подвинул работу. В пять часов уехал в Венсенн. Обедал у принца; перед этим заехал к Дельсеру. Надо ему написать. Обедал между двумя незнакомыми мне людьми. Моим соседом справа был старый артиллерийский майор, наполовину глухой, по-видимому, от пушечной стрельбы. Тем не менее мы разговаривали. Видел Спонтини2, которому меня представили.

9 марта

Гофман написал статью о Вальтер Скотте. Сегодня утром заходил г. Дюфай; он, между прочим, сообщил мне об этом. Он просил меня направить его к Бюлозу; я ему сказал, что только что говорил относительно Арну. Гофман, сказал он, прочтя первое произведение Вальтер Скотта, был сильно поражен; он считал недоступным для себя это величавое спокойствие; по-видимому, он не отдавал себе отчета в противоположностях, которые образуют его талант. Крайняя лень и усталость от вчерашнего дня. Часть дня я читал Монте-Кристо.

10 марта

Нерешительность до половины первого. Затем пошел в Палату и рассудительно работал там над мужчинами с плугом, над женщиной и над волами.

Возвратяь, узнаю, что заходил мой старый учитель чистописания Верде. Я был тронут этим вниманием. Получил извещение о похоронах единственной дочери Бари: этому несчастному будет очень тяжко и очень одиноко.

11 марта

С утра Вийо. Он мне рассказывал о строгостях жюри. На похоронах дочери Бари. Не было никого из его друзей-художников, которых я обычно видел у него. В церкви были Циммерман, Дюбюф и Бракасса, которого я видел впервые: маленькая, черная, хмурая фигура. Из церкви пошел к Виейару, которого застал в постели. У него простуда. Он все так же неутешен. Много толковали о вечном вопросе насчет прогресса, который мы понимаем так различно. Я говорил ему о Марке Аврелии; это единственная книга, из которой он почерпнул некоторое утешение со времени своего несчастья. Я указал ему на несчастье Бари, еще более одинокого, ибо он потерял родную дочь, и затем у него меньше друзей. Его замкнутый, чтобы не сказать более, характер исключает всякую близость. Я сказал ему, что, если вдуматься хорошенько, то религия лучше, чем все другие системы, разъясняет участь человека, то есть его покорность судьбе. Марк Аврелий, в сущности, говорит то же самое.

Вернулся к себе и снова во втором или в третьем часу вышел, чтобы отправиться к г. Дельсеру. В омнибусе встретил Коле; он нисколько не ослеплен славой Россини; он говорил мне, что Россини не был достаточно знающим и т.д. Повидал г. Дельсера, г. Ремюза. Дельсер рассказал нам о кончине своего брата. Я с большим удовольствием смотрел на картину Декана Самсон, вращающий жернова3,— это гениально. Возвращался по страшному холоду, несмотря на солнце. После обеда был у г-жи Форже, это был ее четверг. Были Ларрей и Жерве, затем Давид; когда я уже собирался уходить, он мне наговорил комплиментов насчет моего купола, однако эти комплименты ровно ничего не значат...

Он прав, говоря, что волнения изнашивают так же сильно, как излишества; он мне назвал одну женщину, которая строжайшим образом запретила рассказывать себе даже о пустячном происшествии, если оно способно ее взволновать. Я чувствую в конце концов, как утомляет меня оживленная беседа и даже то внимание, с каким я должен выслушивать мысль другого.


1 «Суд Париса» Рафаэля — имеется в виду гравюра Маркантонио Раймонди на эту тему.
2 Спонтини (Spontini) Гаспаре (1774 — 1851) — итальянский композитор.
3 Декан, «Самсон, вращающий жернова» — рисунок из цикла истории Самсона (Салон 1845 года, Музей декоративного искусства в Париже). Этот цикл является лучшим среди произведений Декана по разнообразию и живописности техники, драматизму и реалистической

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25


«Плот "Медузы"»

Теодор Жерико.

2






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.