1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25

22 января

Начал и сильно продвинул пастель Христос в оливковой роще.

Вечером Робер Брюс с г-жой де Форже. Когда отправлюсь смотреть картину Рубенса, на улице Гаранн, надо будет зайти к г-же Каве1.

23 января

Набрасывал композицию Несение креста. Продолжал работу над пастелью Христа. Сюжеты, которые могли бы подойти для трансептов у Сен-Сюльпис: Успение, Вознесение, Моисей, получающий скрижали завета, народ у подножия горы, старик на полдороге, внизу, уступами группы — воины, лошади, женщины, лагерь. Моисей на горе — с воздетыми руками, во время битвы. Потоп. Вавилонская башня. Апокалипсис. Распятие. Внизу композиции: мертвые, восстающие из могил; солдаты, делящие одежды Христа; наверху ангелы, собирающие драгоценную кровь и вновь уносящиеся на небо. В Несении креста на первом плане, ниже Христа, с трудом поднимающиеся св. жены.

Ангел, поражающий войско ассирийцев. Помнить в этих картинах о великолепных преувеличениях в людях и лошадях у Рубенса. Особенно в Охоте Сутмана. Четырьмя прекрасными сюжетами для росписи в Сен-Сюльпис уже сейчас могли бы служить:
1. Несение креста. Христос близ центра композиции, падающий под тяжестью ноши, св. Вероника и т.д.; ниже — пресвятая дева, ее близкие и пр.; народ и солдаты.
2. В пару этому. Положение во гроб. Наверху крест, палачи; солдаты, уносящие лестницы и инструменты; тела разбойников, оставшиеся на крестах; ангелы, изливающие благовония на крест Христа или плачущие. В центре Христос, несомый мужчинами и сопутствуемый св. женами; эта группа спускается к пещере, где ученики готовят могилу. Мужчины, отваливающие камень; ангелы, держащие факел. Подножие горы, световой эффект и т.д.
3. Апокалипсис. Сюжет уже продуман.
4. Ангел, поражающий войско ассирийцев.
Воины, карабкающиеся па скалы; опрокинутые колесницы, упавшие лошади.
Заходил г. Вертгеймер, с улицы Сен-Лазар, 23, он у меня просит Арабские скачки.
Вечером у Дефоржа. Видел Лоран Жана у Пьерре. Вийо и его жена2.
Великолепная погода. Луна. Возвращался ночью, пешком, с большим удовольствием.
Работал над Алжирскими женщинами.
Вийо говорил мне о прозрачной бумаге для литографии. Он говорил мне о жидкости для пастелей, которую применяет Ризенер; растворенная камедь, в которую подмешивают водку до тех пор, пока смесь не помутнеет. Демэ, заходивший в понедельник, рассказал мне о способе Тони Жоанно закреплять угольный рисунок: вместо обычной камеди — красную камедь с водкой.

24 января

Вечером у г. Тьера3. Там снова видел Арагона. Когда осталось всего несколько человек, он стал нам рассказывать о маршале Сульте. Он говорил, что готов биться об заклад, что в жизни Сульта не было ни одного поступка, сделанного ради внешнего блеска. Крайне трудолюбивый и т.д. В Булонском лагере он был одним из орудий провозглашения империи. Никто не знал, как к этому приступить. Армия, как бы ни была она предана первому консулу, а также и сенат, по всей вероятности, не пошли бы на это. Кому-то, и я думаю именно генералу Сульту, пришла мысль, чтобы один дезорганизованный отряд драгун, спешенный и близкий к той деморализации, какая порождается в войсках праздностью, подписал петицию. Драгуны подписали петицию, которая была представлена сенату как пожелание армии. Камбасерес был против. Фуше, который со своей стороны хотел войти в милость, сильно распинался в пользу этого. Сенат в данном случае последовал примеру римского Сената времен императоров. Он спешил назвать императором того, кого все равно сделали бы императором солдаты.

25 января

В композиции влияние основных линий громадно. У меня перед глазами Охоты Рубенса, среди прочих — Охота на львов, гравированная Сутманом, где одна львица, прыгая на глубины, натыкается на копье обернувшегося назад всадника: видно, как гнется копье, вонзаясь в грудь разъяренного животного. На переднем плане сбитый с лошади всадник — мавр: его лошадь тоже опрокинута и уже настигнута громадным львом, но животное с ужасной гримасой оборачивается к другому из бойцов, плашмя растянувшемуся на земле, который, собрав последние силы, вонзает в тело чудовища кинжал устрашающей величины; он как бы пригвожден к земле одной из задних лап чудовища, которое, почувствовав, как его самого пронзает лезвие кинжала, раздирает ему в клочья лицо.

Вздыбившиеся лошади, взвихренные гривы, тысяча подробностей, отвязавшиеся щиты, запутавшиеся уздечки — все это сделано для того, чтобы поразить воображение, да и выполнено превосходно. Но общее впечатление неясно; глаз не знает, на чем остановиться; он испытывает ощущение страшного беспорядка. Искусство как бы недостаточно позаботилось о том, чтобы при помощи осторожного расположения частей или путем известных самоограничений еще более усилить результат такой изобретательности гения.


1 Каве (Cave) Мари-Элизабет, урожденная Блаво (род. 1810), — акварелистка, выставляла жанровые картины в 1835—1836 годах. Выпустила ряд руководств по изучению акварельной техники. Автор книги «Метод изучения рисунка без учителя», 1853 год.
2 Вийо (Villot) Полина — жена Фредерика Вийо, друга Делакруа.
3 Тьер (Thiers) Адольф (1797 — 1887) — сначала адвокат, журналист, затем политический деятель, представитель буржуазного либерализма при Луи-Филиппе, министром которого он был; позднее выступал как яростный противник демократии, в качестве президента республики жестоко расправился с Парижской коммуной. Тьер пользовался известностью как историк Революции 1789 года и наполеоновских войн. В начале своей деятельности в качестве художественного критика он одобрительно отозвался о «Ладье Данте» молодого Делакруа и позднее поддерживал художника государственными заказами. Делакруа временами готов был идеализировать личность своего покровителя, но признавался в дневнике, что чувствовал себя чужим в обществе Тьера и его гостей.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25


Эжен Делакруа. Александр и героические поэмы Гомера

Лоренцо Бернини Эней и Анхис

«Второе мая 1808 года»






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.