1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25

25 апреля

...Были Ризенер и Буассар, затем г-жа Бофис, которая меня крайне утомила настойчивыми просьбами дать ей обещание приехать к ним этой осенью. Ризенер сделал очень справедливое замечание по поводу преувеличенного энтузиазма, какой вызывают некоторые произведения Микеланджело. Я ему приводил слова Коро о недостижимом совершенстве этих работ; Ризенер очень хорошо указал, что исполинское, преувеличенное и даже монотонное, имеющееся в подобных вещах, неизбежно подавляют все, поставленное рядом с ними. Антики рядом с византийскими или индийскими идолами как бы сжимаются и кажутся прозаичными, а тем более живопись, будь то Лесюер или даже Паоло Веронезе. Он прав, говоря, что это не должно смущать и что каждая вещь хороша на своем месте.

Днем у г-жи Дельсер. Она в постели; я был очень рад вновь повидаться с ней, несмотря на ее болезнь, которая, как мне кажется, не опасна. Возвращаясь к себе, не мог найти фиакра и вынужден был сесть в омнибус. Сегодня вернул Вийо, отослав с прислугой, рамку с пастелями, изображающими венецианские костюмы, затем маленький холст на тот же сюжет — живопись маслом, далее лист с набросками — акварель, изображающую зал во Дворце дожей, и эскиз на картоне с картины Рубенса, находящейся в Нанте.

26 апреля

Получил письмо от В., которое доставило мне удоволь- ствие и показало этой предупредительностью, что он испытывает те же чувства, что и я. Около часу у Вийо, в его мастерской; хорошо провел время. Назад дошел довольно бодро. Вечером Пьерре зашел провести со мной немного времени. В общем, хороший день. Он мне рассказывал о вечере у Шанмартена, где Дюма доказывал слабость Расина, ничтожество Буало и полное отсутствие меланхолии у писателей так называемого «великого века». Я за них заступился.

Дюма неистощим в нападках на эту пошлую площадку, на этот вестибюль дворца, где развертывается все действие и у наших классиков трагедии и у Мольера. Сейчас хотят искусства, свободного от предвзятой условности. Пресловутое неправдоподобие никого не оскорбляло; но что страшно оскорбляет, так это смесь правдоподобия, доведенного до крайнего предела и недопустимого в искусстве, с характерами, чувствами и положениями, самыми невероятными и лживыми, какие имеются в их произведениях. Почему не утверждают, что рисунок или гравюра ничего не изображает в силу того, что в них отсутствует цвет? Если бы эти люди были скульпторами, они принялись бы раскрашивать статуи, заставляли бы их двигаться при помощи рычагов и считали бы, что сильно приблизились к правде.

27 апреля

Приходил Баруале. Он хочет купить Льва и человека именно потому, что я не могу продать ему это. Ему хотелось бы что-нибудь в этом роде. Я проводил его до дому, направляясь в полдень к Ж. Там я вторично слегка позавтракал и вернулся к двум часам.

В последний раз смотрел портрет Жозефины, сделанный Прюдоном. Восхитительный, восхитительный гений! Эта грудь, с ее неправильностями, эти руки, эта голова, это платье, усеянное маленькими золотыми точками, — все это божественно. Гризайль очень заметна и проступает почти всюду. Сегодня утром приходил Карье. Он много рассказывал мне о Прюдоне. Он гораздо больше любит Гро, чем Давида. Вечером получил письмо от Гржимайло1, он просит продать ему мою Ладью.

28 апреля

Нездоровилось с утра. Вышел около часу, чтобы повидать г. Тьера. Его не было дома или он не принимал. Около трех часов Гржимайло со своим польским князем; затем г. Гелоэс, который просит у меня Христа или Ладью. Войдя ко мне в мастерскую, он стал просить отдать ему Положение во гроб, и мы сошлись на 2000 франков без рамы.

29 апреля

Одолжил Виейару Революцию Мишле; он мне вернул Чортову лужу. Утром были Гедуэн и Леле; они едут в Африку. Морне и Виейар днем; они снова встретились.


1 Гржимайло (Grzimala) — граф, любитель искусств, почитатель таланта Делакруа. Приобрел многие его вещи.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25


Лимб (роспись купола)

Христос на Генисаретском озере

Схватка арабских жеребцов в конюшне






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.