1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25

В Марии Стюарт, когда Лейчестер приводит Марию к ее сопернице Елизавете и, заклиная склониться перед ней, добивается этого, Малибран, преклонив колена, выполняла это совершенно чистосердечно, но, оскорбленная неумолимой суровостью Елизаветы, снова порывисто подымалась и впадала в ярость, производившую, по его словам, неотразимое впечатление. Она разрывала в клочки носовой платок и даже перчатки: это также один из тех эффектов, до которых никогда не спустится ни один большой артист и которые приводят в восторг галерку, доставляя мимолетную известность тем, кто себе разрешает это.

Для таланта актера плохо то, что после его смерти нет никакой возможности провести сравнение между ним и его современниками, оспаривающими у него успех при жизни. Для потомства существует только та оценка актера, которая создана его современниками, и у наших потомков Малибран будет стоять на одном уровне с Паста и, может быть, выше ее, если принять во внимание неумеренные похвалы ее современников. Гарсиа, говоря о Паста, относил ее к талантам холодным, бесстрастным, как он выразился, пластическим. Он должен был бы слово пластический заменить словом идеальный. В Милане она с необычайным блеском создала роль Нормы; ее не называли больше Паста, а просто Норма. Но вот приезжает Малибран и желает дебютировать в этой роли. Это ребячество ей удается. Публика, вначале разделившаяся па два лагеря, превозносит ее до облаков, и Паста забыта. Теперь уже Малибран стала Нормой, и это нетрудно понять. Люди низкого уровня, мало разборчивые в смысле вкуса, всегда будут предпочитать таланты, родственные Малибран.

Если бы живописец ничего не оставлял после себя и приходилось бы судить о нем так, как судят актера, беря на веру мнения современников, сколько репутаций было бы совершенно непохожих на то, чем сделало их потомство! Сколько имен, теперь совершенно потускневших, сияли в свое время ярким блеском вследствие каприза моды или дурного вкуса современников! К счастью, живопись, как она ни хрупка,— а когда ее нет, то гравюра,— является для глаз потомства вещественным доказательством и позволяет вновь поставить на должное место выдающегося человека, недооцененного глупой, случайной публикой, которая гонится лишь за мишурой и внешним налетом правдоподобия.

Не думаю, чтобы можно было установить сколько-нибудь-удовлетворительное сходство между мастерством актера и живописца. Первый переживает момент бурного, почти страстного вдохновения, в порыве которого, конечно, может поставить себя, с помощью воображения, на место изображаемого лица. Но раз эффекты найдены, он должен на каждом представлении становиться все более и более холодным в передаче этих моментов. Каждый раз он должен, если можно так выразиться, давать новый отпечаток своей первоначальной концепции, и чем больше она удаляется от той минуты, когда его еще не вполне определившийся идеал представлялся ему несколько смутным, тем ближе он подходит к совершенству; он как бы каждый раз калькирует рисунок своей роли.

Художник тоже переживает, конечно, это первое, страстное восприятие своего сюжета, но это восприятие само по себе более бесформенно, чем у актера. Чем большим талантом обладает художник, тем больше красот принесет спокойствие его этюда, но не тем, что он будет стремиться возможно точнее воспроизводить первоначальный замысел, а тем, что сумеет воплотить его при помощи вдохновенного мастерства.

Мастерство в живописи всегда должно оставаться импровизацией — именно в этом заключается основная разница с мастерством актера. Выполнение замысла может быть у живописца подлинно прекрасным только тогда, когда он сохранит в себе увлечение, умение отдаться ему полностью во время работы и т.д.

28 января

Как редки среди французов музыкальные натуры! Работал над Валентином и над копией маленького портрета моего племянника.

Молнии, гром с сильным градом около четырех часов. Обед у г-жи Марлиапи; она уезжает на месяц на юг. Я встретился у нее с Пуарелем, мне было с ним очень приятно. Был также Шопен. Он рассказывал мне о своем новом лечении массажем; хорошо, если бы это ему помогло. Вечером некий генерал Армейлер играл на странной гитаре, которую ему сделали по особому заказу. По-моему, он не умеет извлечь из нее должного эффекта, он играет слабо. У него общая всем гитаристам манера ограничиваться легкими трелями и т.п.

Возвращался с Пететеном, который рассуждал об экономии и о выгодном помещении денег. Он говорил, что просто поразительно, как быстро при помощи этих двух средств можно увеличить свое состояние.

29 января

Устал от вчерашнего вечера у меня. Леле и Гедуэн зашли навестить меня. Очень вероятно, что когда привыкаешь работать без модели, то как бы ни был удачен замысел, невозможно достичь тех поразительных эффектов, каких так просто добивались великие мастера, исключительно в силу того, что они совершенно непосредственно следовали природе, даже в самых обычных ее проявлениях. Во всяком случае, это всегда останется камнем преткновения; эффекты в духе Прюдона или Корреджо никогда не будут таковы же, как, например, у Рубенса. В копии Жерико с маленького св. Мартина Ван-Дейка композиция сама по себе довольно обыкновенна, а между тем конь и всадник производят громадное впечатление. Очень вероятно, что сила впечатления зависит от того, что этот мотив был написан художником с натуры. Мой маленький грек (граф Палациано) носит тот же характер.

Можно было бы сказать, что обратный прием приводит к более нежным и углубленным эффектам, хотя они и лишены той поразительности и силы, которые тотчас вызывают восхищение. Белый конь св. Бенедикта Рубенса представляется совершенно идеальным изображением и производит очень сильное впечатление. Обедал у г-жи Форже.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25


Резня на Хиосе

Смерть Сарданапала

Эжен Делакруа. Молодая женщина.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.