1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25

30 августа

Работал в Палате. Вечером дома.

31 августа

Работал над копией Кордегардии. Принялся за Делию и за старый этюд Медеи, который совершенно переработал. Обедал у г-жи Форже. Возвращался вечером по улице Уссе, от площади Виктуар.

1 сентября

Я писал Виейару по поводу лондонских расстояний: «Считать приходится километрами: уже одно несоответствие между огромностью пространства, населяемого этими людьми, и естественной ограниченностью человеческих пропорций заставляет меня объявить их врагами истинной цивилизации, сближающей людей,— врагами той аттической цивилизации, которая давала Парфенону размеры одного из наших домов и вмещала огромное количество ума, жизни, силы и величия в узкие пределы объема, вызывающего улыбку нашего варварства, которому тесно в огромных пространствах наших государств». Работал в Палате.

2 сентября

Работал в Палате. Мне кажется, что я так и не справлюсь с этим Атиллой и его конем. Возвращался в омнибусе с двумя монахинями: их одеяние, среди общей распущенности и отрицания всяких моральных основ, внушает почтение; мне нравится вид этой одежды, обязывающей по крайней мере того, кто ее носит, к абсолютному, хотя бы по видимости, уважению к добродетелям, самоотречению, уважению к самому себе и к другим. Днем был Морне. У меня не хватило мужества пойти куда-нибудь вечером, и я рано лег.

5 сентября

Днем работал над освежением маленького эскиза Скорбящая Богоматерь, сделанного когда-то для г-жи Ран. Вечером у г-жи Марлиани. Бедный Энрико очень плох. Там была милая женщина, г-жа де Баррер, судившая умно обо всем и притом без всякого педантизма.

Леру1 несомненно нашел заветное слово, если не самый способ, как спасти человечество и вытащить его из грязи: «Человек свободен»,— повторяет он вслед за Руссо. Никогда еще никто не провозглашал подобной бессмыслицы, каким бы философом при этом он ни был. Вот исходные точки философии этих господ: существует ли в природе существо более рабское, чем человек? Потребности, слабости — все ставит его в зависимость от сил природы и от себе подобных. И если бы дело шло только о внешних обстоятельствах! Страсти, живущие в нем, являются наиболее страшными тиранами, с которыми ему приходится бороться. При этом надо прибавить, что противостоять им — значит противиться своей собственной природе...

13 сентября

В Версале. Снова схватил там лихорадку.

17 сентября

Вышел из дому, чтобы повидать г-жу Марлиани, и почти уже дошел до нее, но усталость заставила меня нанять карету и вернуться к себе.

18 сентября

Сегодня утром был г. Лоране, он мне очень хвалил Мендельсона. Живопись — самое трудное и самое трудоемкое ремесло; для него необходима эрудиция как композитору, но также и блеск исполнения как скрипачу.

19 сентября

Среди художников я различаю прозаиков и поэтов. Рифма, размер, отделка, необходимые в стихе и придающие ему такую силу, являются подобием той скрытой симметрии, того внутреннего ритма, искусного и вместе с тем бессознательного, которым обусловлены сближение и расхождение линий, цветовых пятен, соответствие цветов и т.д. Это положение нетрудно доказать; однако нужна более тонкая чувствительность, более деятельная восприимчивость, чтобы заметить ошибку, несоответствие или дисгармонию линий или красок, чем для того, чтобы обнаружить неточность рифмы или неловко (а то и неверно) построенный стих.

Но красота стиха вовсе не заключается в точном следовании правилам, отступление от которых бросается в глаза даже самым несведущим; красота стиха состоит в тысяче созвучий и в скрытых условностях, которые составляют силу поэзии и действуют на воображение; точно так же и в живописи счастливый выбор форм и их хорошо понятое соотношение действуют на воображение. Фермопилы Давида2 — это проза мощная и мужественная. Пуссен будит мысль почти всегда одним средством — более или менее выразительной пантомимой своих фигур. В его пейзажах гораздо больше слаженности; но чаще всего у него, как и у всех художников, которых я называю прозаиками, сочетание тонов, расположение композиционных линий являются как будто делом случая. Поэтическая или экспрессивная идея не захватывает вас с первого взгляда.


1  Леру (Leroux) Пьер (1797 — 1871) — утопический социалист, сотрудник газеты «Глоб» («Globe»), органа сен-симонизма.
2 «Фермопилы» — имеется в виду картина Давида «Леонид в Фермопилах» (Лувр, 1814), в которой ясно заметно перерождение революционного классицизма Давида в академизм.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25


Мадам Рэймонд де Вернинак.

Кораблекрушение Дон Жуана

Марокканская фантазия






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.