1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Пятница, 24 августа

Один критик говорит о Базене1: «Г-н Базен чрезвычайно умен и гордится тем, что в его писаниях нет ничего от педантов или профессиональных эрудитов». Я позволю себе все же спросить: разве в этом абсолютном воздержании от всяких цитат и сносок в труде, который их требует, а также в упорном замалчивании всех современников, даже там, где автор имеет их в виду и на них намекает,— разве в этом чисто эпиграмматическом внимании к исправлению чужих ошибок не заключается своеобразный педантизм? Порядочный человек — это человек, который ничем не хочет казаться, говорит Ларошфуко; господин Базен хочет казаться порядочным человеком. Когда у тебя есть какое-нибудь ремесло, надо открыто признаваться в этом; это и проще, и удобнее, и гораздо достойнее» (Сент-Бев о Базене. Понедельничные беседы, т. II, стр. 479).

25 августа

Выдержка из Диалогов Аретино о живописи2: «... В отношении приятного, добавляю, что нет ничего, что могло бы так привлечь к себе или так приятно занять глаза, как живопись,— ни драгоценные камни, ни даже золото, становящееся еще драгоценнее, когда оно обрамляет какой-нибудь камень. Произведение какого-нибудь знаменитого художника — будь то фигуры, животные или что-либо другое, обладающее рисунком и привлекательностью, нравится не только знатокам, но и невежественным людям и даже детям, которые, едва только увидят какую-либо картину, тотчас показывают на нее пальцем, и мы видим, что их детское сердце переполнено восхищением... Да и кто не ведает привлекательности живописи, которая обогащает столько вещей? Общественные и частные здания можно сколько угодно украшать внутри великолепными шпалерами, столами, покрытыми роскошными тканями, но ежели нет нескольких прекрасных картин, то самое прекрасное украшение лишено законченности».

Вторник, 3 сентября

Начал в Лувре свой плафон. Помогал Андрие разбить картон на квадраты.

Вторник, 17 сентября

У меня был с визитом г. Лоране из Монпелье с неким Ширмером, пейзажистом из Дюссельдорфа, а также Сен-Рене Тайандье из «Ревю», который мне очень понравился.

Затем Бонвен с письмом от г-жи Санд. У него также очень приятные манеры. Некая г-жа Камилла Гандольфи, pittrice sarda (художница из Сардинии — она приезжает в Геную и Турин на время выставок).

Лоране сообщил мне, что Циглер делает много дагерротипов, между прочим, и с обнаженных людей! Попрошу его одолжить их мне.

Среда, 18 сентября

Визит Вапперса. Он говорил мне об алюминии; прибавляя его ко всевозможным краскам, можно придать им прозрачность лака.

Понедельник, 23 сентября

Вапперс, Галеви, Мерсэ, Дюбан обедали со мной. Делароша не было в городе.

Чтобы подготовить фигуры на картине, надо начинать с хорошего наброска, а когда Андрие пройдет их краской и начнет отделывать фигуры, стараться направлять его в этой первой работе и стремиться добиться того, чтобы с такой помощью он доводил их до конца. Тогда мне не нужно будет делать столько переделок. Надо стараться сохранять основные линии и совершенствовать их еще до того, как ими воспользуешься,— поэтому если рисунок сотрется, надо вновь наметить его на подмалевке.

Нужно во всем следовать приемам декораторов, особенно для отдаленных фигур; моделировать их глухими тонами, как мы это делали в картинах, как бы выкраивая их посредством тени и, так сказать, не прибегая к светлым тонам.

Я заметил в Сусанне Веронезе3, как просто положены свет и тень,— даже на первом плане. В большой композиции, как, например, в плафоне, это еще более необходимо. Грудь Сусанны кажется написанной в одном тоне, а дана она в полном освещении; и контуры также очень четко очерчены; новое средство усилить видимость на расстоянии. Я испробовал этот прием также и на картоне, обведя фигуры очень примитивным, почти наивным контуром.

24 сентября

О предрассудке, будто колористами родятся, а рисовальщиками становятся.

О художниках-поэтах и художниках-прозаиках.

Воскресенье, 29 сентября

Была г-жа Каве, читала мне отрывки из своего трактата об акварели, полного остроумных замечаний.

Глядя на эскиз Несения креста Рубенса, который я раскрасил по памяти, я говорил себе, что именно так следовало, бы делать эскизы картин, с такой же интенсивностью тона, несколько его затемняющего, но устанавливающего соотношение локальных цветов, а затем, уже, полагаясь на сделанное, набросить свет и рефлексы, с необходимыми для этого фантазией и подъемом. Это содействовало бы и тому, чтобы вызвать этот подъем, когда он нужен, то-есть не растрачивая его по-пустому до финала. Обычно бывает как раз наоборот (в особенности со мной).

По картинам Ван-Дейка (я не говорю о его портретах) видно, что у него не всегда хватало смелости, необходимой, чтобы совершенно свежо и вдохновенно вернуться к проработке подмалевка, где полутон слитком сильно дает себя чувствовать.

Надо одновременно сочетать то, что г-жа Каве говорила мне о краске, как цвете, и об освещении, как свете; избыток света и слишком широко развернутые планы приводят к отсутствию полутонов и, следовательно, к ослаблению цвета; злоупотребление обратным вредно, особенно в больших композициях, рассчитанных на то, чтобы смотреть на них издали, как, например, плафон и т. д. В этого рода живописи Веронезе превосходит Рубенса простотой локальных тонов и широтой света. (Помнить Сусанну и старцев в музее; этот урок, над которым следует поразмыслить.)

Чтобы локальный цвет не казался очень ослабленным таким применением широкого света, надо, чтобы он был, как у Паоло Веронезе, чрезвычайно насыщенным.

Среда, 9 октября 1850 г.

Передал господину Лакруа для Дебуржа, торговца красками, маленькую пастель: Тигр, лижущий свою лапу.


1 Базен де Року (Bazin de Raucou) (1797—1850) — историк, автор ряда трудов по истории Франции XVII века.
2 Аретино — имеется в виду «Диалог о живописи, посвященный Аретино, сочинение Лодовико Дольче» (Венеция, 1557), в котором наперекор взгляду последователей и подражателей Микеланджело о преобладании рисунка провозглашается роль колоризма и его главного представителя в Венеции — Тициана.
3 «Сусанна» — картина Паоло Веронезе (Veronese) в Лувре.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20


Похищение Ребекки

Рийксмузеум, Амстердам. Григорий Сорока

Резня на Хиосе






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.