1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Воскресенье, 24 февраля

Пьерре заходил повидать меня днем со своим сыном Анри, уезжающим в Калифорнию. Я подарил ему маленького Льва.

Вечером на божественном Тайном браке с г-жой Форже. Подобное совершенство крайне редко встречается в произведениях, созданных человеком. Относительно всех прекрасных произведений, сохранившихся в памяти людей, можно было бы сделать то, что Пиль1 сделал для живописцев. Я поставил перед собой ту же задачу, и, если говорить только о музыке, я, не колеблясь, Моцарта предпочел бы и Россини, и Веберу, и Бетховену, именно с точки зрения совершенства. Когда я слушаю Тайный брак, я не могу говорить о большем совершенстве, так как это есть само совершенство. Ни у кого нет этого чувства пропорции, этой сдержанности, экспрессии, веселья и нежности, а сверх того — и это основное качество, придающее особую цену всему остальному,— ни у кого нет этого несравненного изящества, изящества в передаче чувства нежности, изящества в шутке, изящества в сдержанной патетике, столь соответствующей духу пьесы.

Я затрудняюсь сказать, в чем Моцарт окажется ниже Чима-розы, каким я его здесь описываю. Может быть, мой особенный склад заставляет меня склоняться в ту сторону, куда меня влечет; однако такое предположение разрушило бы всякую идею вкуса и истинно прекрасного, так как любое субъективное чувство оказалось бы мерилом вкуса и прекрасного. Осмеливаюсь сознаться себе также в том, что даже у Вольтера я нахожу недостаток, неприятный для поклонника его измумительного ума: это как раз излишек этого ума. Да, этот законодатель вкуса, этот тонкий ценитель тоже злоупотребляет мелочными эффектами; он изящен, но слишком часто остроумничает, а это слово — резкая критика. Великие писатели предыдущего века отличались большей простотой, были менее изысканными.

В четыре часа ходил смотреть этюды Руссо, доставившие мне величайшее удовольствие. Выставленные вместе, эти картины дадут настоящее представление о его таланте, до которого еще не доросла наша публика за те двадцать лет, что Руссо лишен возможности выставлять.

Вторник, 26 февраля

Меня вызвал Дюрье2, чтобы обсудить технические приемы Гаро, которые должны быть применены в церкви Сент-Эсташ. Я узнал там то, чему мир не поверит: у собора в Бове нет одного крыла, которое никогда не было закончено; этот собор представляет собой смесь готики с XVI веком. Теперь серьезно спорят о той части, которую будут достраивать,— делать ли ее в стиле всего остального или в готическом стиле XIII века, излюбленном стиле современных антикваров. Таким путем мы проучим как следует этих невежд XVI века, которые имели несчастье родиться тремя веками позже.

После комиссии заходил к Дюбану вместе с Водуайе, вполне разделяющим мои взгляды на архитектуру. Застал Дюбана дома. Видел галерею Аполлона.

Среда, 27 февраля

Работаю над набросками для Сен-Сюльпис, чтобы представить их в префектуру.

Около трех часов навестил Каве, которого так искусала его собака, что он мог остаться без носа и подбородка. В Конституционалисте напечатано, что он отделался только первым. Испуганные друзья приходят один за другим осведомиться о том, что же, в конце концов, у него осталось, так что он решил послать в газету письмо с просьбой пощадить его.

Пятница, 1 марта

Видел выставку картин Руссо на их распродаже. Очарован целым рядом вещей, поразительных по оригинальности.

Воскресенье, 3 марта

В Музыкальном объединении — Симфония F-dur Бетховена, полная огня и подъема; затем увертюра к Ифигении в Авлиде, с полной интродукцией, арией Агамемнона и хором, приветствующим прибытие Клитемнестры. Увертюра — подлинный шедевр: грация, нежность и сверх всего сила. Однако надо договаривать до конца: все эти свойства сильно захватывают, но затем вас несколько усыпляет монотонность. Для слушателя XIX века, после Моцарта и Россини, это чуть-чуть отзывается церковным пением. Контрабасы и их повторные вступления преследуют вас, как трубы у Берлиоза. Непосредственно вслед за этим исполнялась увертюра к Волшебной флейте; вот поистине шедевр! Эта мысль сразу пришла мне в голову, когда я услыхал эту музыку после Глюка. Вот каким застал ее Моцарт, и вот шаг, который он заставил ее сделать. Он действительно создатель, не скажу — нового искусства, так как его уже ныне нет, но искусства, достигшего вершины, после которого совершенство уже не встречается. Я говорил княгине Чарторыйской, у которой был после концерта: «Мы знаем наизусть Моцарта и все, что его напоминает. Все, что было сделано в подражание ему или в его стиле, не выдерживает сравнения с ним: оно нас утомляет или пресыщает. Что может нас снова растрогать, а в особенности поразить? Остается довольствоваться смелыми, хотя часто и менее удачными попытками отдельных, порой очень одаренных гениев, которыми дарит нас наше время. А что будут делать эти последние, когда ныне образцы служат как будто только примерами того, чего следует избегать? Немыслимо, чтобы они не впадали в изысканность».

Понедельник, 4 марта

В Лувре, насчет реставрации.

7 марта

У президента3. Утомление, страшная жара. Беседовал с божественной м-ль Брюта. Видел, как упал молодой Субейран, с которым случился обморок. Падая, он разбил стекло; он был страшен; я считал, что он умер.

Пятница, 8 марта

В мастерской Клезенже. Жалкая сцена между этим дуралеем и нашим Комитетом. Затем — у Эйно, где получил 687 франков 50 сантимов, будем считать 500 франков, поскольку последняя получка Фора и уплата Менье составили 187 франков 50 сантимов, выплаченные 15 января.

Суббота, 9-го

Изнемогаю от всех этих непрерывных обязанностей.

Ряд дней, вплоть до 11-го, провел в безделье.


1 Пиль (Piles) Роже де (1635—1709) — живописец, особенно известный как автор трактата «Краткое изложение жизни художников» (1699), в котором он, наперекор классицистической доктрине последователей Пуссена, выступил защитником колорита Рубенса.
2 Дюрье (Durieu) Эжен (1800—1874) — художник, писатель. После февральской революции основал комиссию по вопросам церковного искусства и архитектуры, а также содействовал участию архитекторов в сохранении старинных зданий.
3 Президент — имеется в виду Луи-Наполеон, впоследствии император Наполеон III.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20


1

Флегий

Город Дит






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.