1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

3 февраля

Второй концерт Музыкального объединения. Симфония Вебера, фантазия Бетховена для рояля и оркестра. Увертюра к Фиделио много хуже, несмотря на бесспорную силу, чем, например, увертюра к Волшебной флейте. Отрывки из Армиды Люлли.

Понедельник, 4 февраля

Сделать в Сен-Сюльпис обрамления белого мрамора вокруг картины; затем обрамления из красного или зеленого мрамора, как в капелле пресвятой девы, а фоном для всего должен служить камень с орнаментом, а также имитации золота, вроде позолоченной меди в той же капелле. (Хорошо бы сделать обрамления из белого искусственного мрамора!)

Размер плафона 15 футов — не таков ли он и у Абеля де Пюжоля?

Замечательные тона тени, падающей на красное тело: зеленый кобальт, китайская киноварь, желтая охра; я употребил ее, чтобы смягчить мазки жженой сиенны и других горячих тонов, в которых сделан в моем Данииле подмалевок для людей, глядящих в отверстие. Светлые места на этом подмалевке могут быть сделаны, и были в самом деле сделаны, красной камедью, желтой охрой и белилами. Чистая желтая охра — самый верный и самый яркий тон для львов. Заплатил Кламейлю, сторожу Люксембурга, 18 франков за скульптурный станок.

Попросить у Вийо маленькую Сусанну для Бокара, а также Христа на коленях у богоматери, небольшой эскиз.

Попросил у Бальтара, чтобы выполнение было на подогретом масле, а не на воске.

Вторник, 5 февраля

Превосходный тон для очень светлых тел, чтобы дать переход от наиболее светлых мест к теням: кассельская земля белила, киноварь, желтая охра.

Четверг, 7 февраля

Обедал у Эд. Бертена. Видел там г-жу Пискатори, с которой долго беседовал. Там же был Флери-Кювилье с женой. Депорт пытался пробудить мою набожность; он-де нашел во мне совершенно подготовленную почву; в сущности, это сумасшедший. Он смотрит на Моцарта как на величайшего развратителя и предпочитает ему старых музыкантов, в том числе и Рамо1.

Четверг, 7 февраля

На днях, на концерте, Гекке цитировал мне одного известного критика, называвшего Моцарта первым из посредственных музыкантов.

На этом концерте и на следующем я сравнил обе увертюры Бетховена с увертюрой, например, Моцарта к Волшебной флейте и многим другим. Какое у него изумительное сочетание всего наиболее совершенного, что могут дать гений и искусство, и какие необработанные и странные вдохновения у другого!

Пятница, 8 февраля

Было бы очень хорошо, принимаясь устанавливать гамму для картины, определять ее при помощи какого-нибудь светлого предмета, у которого тон и валеры были взяты непосредственно с натуры: например, носовой платок, кусок ткани и т. д. Чичери советовал мне это еще несколько лет назад.

10 февраля

Вечером у Биксио. До обеда — у Луи Гиймарде. Дюверже говорил мне на обратном пути, что Б. лишен воображения, но умен, а что он сам (Дюверже) полная противоположность; соединение этих двух способностей — разума и воображения — порождает исключительных людей.

Он мне развивал оригинальную и вместе с тем довольно правильную идею, что наполеоновская традиция явилась необходимым результатом революции.

11 февраля

Обедал у Мейсонье вместе с Шенаваром, Буассаром и т. д.

Там, inter pocula (между чашами), принял благое решение съездить в Голландию, посмотреть рисунки Рафаэля.

После обеда — у г-жи Жобер. Божественная м-ль Брюта никогда еще не казалась мне более восхитительной. Жеральди спел арию из Волшебной флейты, являющуюся пределом красоты и простоты. Шенавар сказал за обедом, что Рафаэль ему не нравится, так как он находит его безличным, то есть меняющим манеру, по мере того как на него влияли другие, более сильные индивидуальности; противоположностью ему являются Микеланджело, Корреджо, Рембрандт и др.

12 февраля

Около трех пришел в мастерскую Мейсонье и друг его Шенавар.

Написать Кламейлю, чтобы он подождал брать станок. Еврейская свадьба, скопированная Плане, находится у Муйерона.

13 февраля

Перерабатывал Св. Себастьяна. Съездить в префектуру полиции за паспортом.

Около трех часов был у княгини Марселины. Был очень поражен тем, что она сыграла мне из Шопена. Ничего банального — совершенная композиция. Трудно найти что-нибудь столь же завершенное. Он больше, чем кто-нибудь другой, напоминает Моцарта. Как и у Моцарта, у него есть мотивы, возникающие точно бы сами собой, словно их наперед уже слышишь.


1 Рамо (Rameau) Жан-Филипп (1683—1764) — композитор и музыкальный теоретик XVIII века. Автор классических пьес для клавесина и знаменитого «Трактата о гармонии».

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20


Эжен Делакруа. Лимб. (Роспись купола в Библиотеке Сената)

Великие поэты (фрагмент)

Алжирские женщины (Эжен Делакруа)






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.