1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Января

Как-то раз Гара, в юности, пошел повидать уже состарившегося Дидро. Выйдя от него, он записал рассказ об этом посещенни, во время которого философ, не будучи с ним знаком, ни разу его не видев, даже не спросил, кто он такой, а стал с ним говорить обо всем, точно со старым другом, изложил ему тысячи планов, политических, философских и всяких других, тут же ставил вопросы и давал ответы и отпустил посетителя лишь после того, как горячо заключил его в свои объятия» (Сент-Бев, статья о Ж. Жанене. Понедельничные беседы, т. II, стр. 106).

Января

Гаро1 вернул два маленьких этюда, сделанных мною в Шамрозе из окна; на одном — двор, на другом— вид из столовой, лето с жатвой и т. д.

Взять у него обратно Араба на корточках, который должен был быть на одном большом холсте вместе с Сусанной, законченной мною для Вийо.

На том же холсте внизу должны были находиться маленькие летающие фигурки с одной из картин Марии Медичи, сделанные по памяти.

Вечером у г-жи Жобер: видел восхитительную м-ль Брюта. Весь день работал над зарисовкой костюмов по одолженному изданию.

12 января

Надо повидать Гавара, Каве, Риве, Кудера, Гиймарде, Галеви, княгиню Марселину. Побывал у Вильсопов, у Кантине. Работал над переделкой маленького Гамлета и Женщины, нарисованной со спины,— для Бенье; набросал для него же маленького Льва.

Князь Салтыков посетил меня вместе с гг. Ферзеном и Рюдлером. Оставались до сумерек. Обедал не дома и вернулся к себе в плохом самочувствии. Размышлял о моих сюжетах до двух ночи. Надо повидать Мейсонье, Домье.

18 января

«Милостивый государь, мне только что стало известно, что г. Морне, поведение которого относительно меня отнюдь не обязывает к любезности, пустил в продажу, на улицу Женер, шесть моих картин, из коих одна, Клеопатра, не была оплачена в течение всего ряда лет, что она находилась у него. Поэтому я желал бы, если вы считаете это осуществимым, наложить немедленный запрет на продажу поименованной картины, с тем чтобы хотя бы заполучить ее обратно, так как при том разорении, какое постигло г. Морне, мне будет еще труднее взыскать ее стоимость в деньгах. Может быть, то, о чем я вас прошу, потребует неизвестных мне формальностей, или что для этого уже не хватит времени. Оставляю все это на ваше усмотрение, так как уверен, что вы не дадите мне втянуться в глупое дело. Признаюсь, я нахожу этот поступок настолько безобразным, что боюсь оказаться попросту в дураках, если не буду даже протестовать. Если я правильно рассчитал, то нельзя терять времени: сегодня у нас пятница и очень вероятно, что продажа состоится завтра».

Воскресение, 20 января

Концерт Музыкального объединения. Симфония Моцарта; восхитительная увертюра Бетховена к Кориолану. Прослушал января два раза. Композиция плоха.

21 января

Я написал на обороте холста маленького Христа у колонны, посланного мной Гольтрону: белила, жженая охра, киноварь; вспоминаю, что употреблял для теней камедь Робера и зеленую земляную или светло-зеленую малахитовую. Гольтрону дал на время Натюрморт с фруктами Шардена. (Возвращено в конце апреля).

Четверг, 24-го

Дал Гаро, чтобы перетянуть холст, маленький этюд Пруда в Луру со светло-серым небом. Набрасывал композицию Пандоры на довольно большом холсте. Как только начну выходить, надо побывать у князя Салтыкова, у Казенава, у Гелоэса.

Пятница, 25 января

Думал о том, что художники, обладающие достаточно мощным стилем, менее обязаны к точности воспроизведения. Пример: Микеланджело. Достигнув такого уровня, они, если и теряют кое-что в буквальной верности, зато весьма выигрывают в независимости и гордости. Билеты в Палату для Прео.

30 января

Вечер у Гюдена. Я рассказывал Прадье, что очень сытно обедаю, так как при моей работе мне некогда завтракать, и что для того, чтобы переварить этот обед, мне приходится вслед за тем прибегать к ряду упражнений. Он мне ответил: «Если экипаж стар, в нем нельзя делать длинных путешествий, его ставят под навес, откуда выкатывают, только в редких случаях и для коротких поездок».

Вернулся в два часа ночи, очень усталый; первое нарушение полученного мною урока.

31 января

«Не пренебрегайте ничем тем из всего, что может вас сделать великим»,— писал мне бедняжка Бейль.

Это изречение (применительно к 20 февраля) одно только помогает мне преодолеть скуку и хлопоты моей поездки в Бельгию.

1 февраля

Переписал из сегодняшнего номера Артиста несколько интересных мыслей Вебера.

Гюго говорит в ответ на театральную анкету в том же номере: «Умолчу о Людовике XV и его эпохе: это пора полного упадка драматического искусства. Я отношу трагедии Вольтера к разряду самых бесформенных произведений, какие когда-либо создавал человеческий ум».


1 Гаро (Haro) Этьен-Франсуа (1827—1897) — живописец, реставратор и антиквар, ученик Энгра и Делакруа.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

1849 год


Спальня графа де Морне

Тигр, напавший на лошадь

Цветы






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.