1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22

Среда, 11 апреля

Кажется, что именно в этот вечер я снова увидел у Шопена г-жу Потоцкую. То же восхитительное впечатление от ее голоса. Она пела отрывки ноктюрнов и других фортепианных вещей Шопена, между прочим Мельницу в Ноане, которую она аранжировала для О Salutaris. Это получилось изумительно. Я ей сказал (как совершенно искренно думаю), что в музыке, так же как, несомненно, и во всех других искусствах, как только проявляется стиль, характер, словом, серьезность, все остальное исчезает. Я гораздо больше люблю, когда она поет Salice, чем все эти очаровательные неаполитанские песенки. Она пропела Озеро Ламартина на столь знакомый и надоевший мотив Нидермаера. Эта проклятая ария мучила меня два дня.

Четверг, 12 апреля

У Эдуарда Бертена. Видел Амори-Дюваля1, Мотеца, Орселя. Эти люди не говорят ни о чем, кроме фресок, они говорят о всех диковинных именах итальянских примитивов, будто о своих добрых знакомых. Хорошая или плохая фреска, темпера и т.д. Вернулся очень усталый, едва дотащился.

Пятница, 13 апреля

Утром был Вийо. Он говорил со мной о проекте Дюбана2 поручить мне в реставрированной галерее Аполлона роспись, которая была бы в соответствии с росписью Лебрена. Дюбан отозвался при этом обо мне в очень лестных выражениях. Эта инициатива с его стороны меня крайне удивила, особенно после моей оппозиции его проектам. Т. усматривает в этом желание меня подкупить. Но не все ли мне равно в конце концов?! Вечером мигрень и печальный вечер дома, без обеда.

Суббота, 14 апреля

Вечером у Шопена. Нашел его в крайнем упадке сил, почти без дыхания. Мое присутствие помогло ему спустя некоторое время придти в себя. Он говорил мне, что скука для него самое жестокое из всех мучений. Я спросил его, неужели никогда прежде не испытывал он этого чувства невыносимой пустоты, какое иногда овладевает мною. Он ответил мне, что всегда умел заняться чем-нибудь; всякое же занятие, как бы оно ни было ничтожно, заполняет время и удаляет тоску. Другое дело — настоящее горе.

Четверг, 19 апреля

Обедал у Пьерре с некоей м-ль Тьерри, аккомпанирующей Суберти на скрипке; вечером несколько отрывков из Моцарта и т.п.

Пятница, 20 апреля

Обед у г-жи Калержи и с ней вместе отправился слушать Пророка3. Там были князь Понятовский, г. Ришетский и г. Кабаррюс. Я не запомнил ни одного выдающегося или интересного отрывка.

Суббота, 21 апреля

Днем во время работы пришла г-жа Каве и пробыла долго. Вечером был у президента.

Воскресенье, 22 апреля

Оставался дома, утомленный предыдущим днем. Г-н Пужад, пришедший около часа, заинтересовал меня, но слишком долго оставался и утомил меня. Затем Леблон. Я повидал его с удовольствием, несмотря на усталость. Я искренно люблю его. Присутствие друга — такая редкость, что она стоит всякого счастья и вознаграждает за все огорчения. После обеда был у Шопена, другого необыкновенного человека по своей сердечности, не говоря уже об его уме. Он говорил мне о наших общих знакомых — г-же Калержи и др.

Он дотащился тоже на первое представление Пророка и в ужасе от этой рапсодии. Сочинить письма римлянина времен Августа или императоров и привести в них все доказательства, которыми мы в настоящее время располагаем, в пользу того, что цивилизация древнего мира не может погибнуть. Нападки мыслителей того времени на предсказателей и жрецов в надежде вовремя обуздать их. Сопоставление с нынешней цивилизацией Англии, где государство держится на злоупотреблениях.


1 Амори-Дюваль (Duval) Эжен-Эманюель (1808 — 1885) — живописец, ученик Энгра, занимался стенной живописью. Автор воспоминаний об учителе «L'Atelier d'Ingres».
2 Дюбан (Duban) Жак-Феликс (1797 — 1870) — архитектор, построил Школу изящных искусств (Ecole des beaux arts). Производил реставрационные работы в Лувре, главным архитектором которого состоял.
3 «Пророк» — опера Мейербера (Meyerbeer).

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22


Вид из мастерской.

Комната, в которой художник скончался.

Марокканский альбом (Эжен Делакруа)






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.