1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25

2 января

Цвет ничто, если он не находится в соответствии с сюжетом и не усиливает впечатления картины, действуя на воображение.

Предоставим разным Буше и Ванлоо писать легкими, ласкающими глаз тонами и т. д.

Понедельник, 10 января

Галеви рассказывал нам — мне и Труссо — на обеде, как, услыхав однажды, что какой-то сын бьет своего отца, он затем узнал, что этому мнимому старику всего пятьдесят — пятьдесят два года, но казался он лет на двадцать старше своего возраста; это был какой-то торговец вином, живший на покое. Эти грубые натуры очень быстро опускаются, когда не находят больше поддержки в физической работе. Мы говорили в связи с этим, что люди, занятые умственным трудом, сохраняются гораздо лучше. Часто по утрам я чувствую себя или кажусь себе больным, пока не примусь за работу. Признаюсь, что скучная работа, может быть, и не производит того же действия; но какая работа не увлекает человека, если он целиком ей отдается! Я говорил Труссо, что я не похож на музыкантов, ругающих музыку и т. д. Он мне сказал, что страстно любит свое ремесло — одно из самых отталкивающих, какие только можно себе представить. Это — весельчак, который, видимо, любит пожить в свое удовольствие. Каждый день в это время года будильник поднимает его и заставляет бежать в госпиталь готовить инструменты, щупать пульс и еще того хуже — разным отвратительным больным в этом зараженном воздухе, где он проводит все утро. Если даже он делает это не по призванию, то из самолюбия. Дюпюитрен никогда не пропускал ни одного дня, и едва ли вероятно, что именно эта беспрерывная работа привела его к преждевременной смерти. Может быть, наоборот, она помогала ему бороться с заболеванием, которое, в конце концов, все же убило его.

15 января

Для испанской картины, эскиз которой я сделал: тон вяло-зеленый, с крупицей коричнево-красного и белого, как локальный тон, на протирке из асфальта, например.

Или просто: вяло-зеленый для тени, на которую накладывается киноварь, или коричнево-красный. Светлые пастозные тона с розовым, коричнево-красным, камедью и белилами, смотря по надобности. Кассельская земля и белила или мумия и белила, смотря по надобности, образуют достаточно лиловые тона; по этой заготовке — тона, нанесенные красивым красным цветом из камеди, очень горячей киновари, а на выступающих местах — яркие блики розовые и желтоватые.

Для пастуха в той же картине проложить по светлым местам тон вяло-зеленый, усилив его изумрудным; протирка была чисто зеленой; положил горячий тон чистой киноварью и коричнево-красным.

Затем пройти светлые места, как и в других фигурах, такими же горячими пастозными тонами и аналогично все окрашенные части, будь то в тенях или в светлых местах, где красное выступает сильнее, как-то: кончик носа, веки, руки, особенно суставы, и главным образом пальцы и колени. Тени прокрывать жженой сиенной и камедью с киноварью, а также светлые места на выступающих частях тела, то есть обводить этим красным из сиенны и камеди контуры ушей, ноздрей и т. д. Для щеки делать светлые места в более или менее розовых тонах, образующих блики и завершающих их.

Для зелено-желтого тона рефлекса на молодом теле необходимы: умбра натуральная, желтая неаполитанская, желтая цинковая блестящая, изумрудно-зеленая; смешанный с оранжево-прозрачным тоном из желтой камеди, киновари и кадмия, он дает красивый глухой тон, аналогичный тону желтой части неба в моем Аполлоне и превосходный для горячего подмалевка в светлых частях.

Вышеуказанный тон капустно-зеленый, о котором я говорил выше, очень хорош рядом с киноварью, белилами и желтой камедью, так же как и в сопоставлении с коричнево-красным и белилами.

Голова женщины под деревьями в тени: то, что дает лиловый тон тени, состоит из коричнево-красного и белил, с небольшой прибавкой кассельской земли, более густой, чем самый тон,— этим достигается наибольшая сила лилового в светлых частях; словом, по зеленой протирке, которая остается общей как для теней, так и для светлых мест, но имеет разную интенсивность, дабы светлые места меньше зависели от этого зеленого тона подмалевка, надо класть коричнево-красный и белила. В тенях на этот зеленый тон, чтобы получить розовый оттенок, надо положить тон, о котором я упоминал,— из коричнево-красного, белил и кассельской земли; этот тон, смешанный с натуральной умброй и прусской синей и белилами, дает изумительный эффект. Эта смесь зеленого с лиловым характеризует переход от тени к свету в некоторых местах, как, например, на щеке, на ногах и т. д. и т. д. Чтобы передать этот тон тени, когда он в желтоватых местах принимает более желтый оттенок, надо прибавлять тон из натуральной умбры, прусской синей и немного желтой охры, более или менее смешанной с коричнево-красным и белилами. Тон, состоящий из прусской синей, натуральной умбры и белил, дает великолепный цвет тепи, если подмешать в пего еще киноварь (я применил это, насколько помню, когда писал маленькую сидящую Ариадну (вторую), для пространства между ног); умбра и кобальт были бы, может быть, так же хороши, но дали бы более устойчивый эффект; это тон для мест с красноватым оттенком — его кладут на колени и т. д.

На зеленый той тени в Испанце, которого я имею в виду,— особенно в теневых частях ребенка, стоящего под деревом спиной к зрителю,— эти зеленоватые тона также смягчить коричнево-красным, белилами и черным. Тон из натуральной умбры великолепен, в соединении с прусской синей, для легких зеленоватых теней, окаймляющих волосы, шею, желтые части руки, спины и т. д. Пример: колени Андромеды (проверить, не хотел ли я сказать Ариадны) — край тени, падающей от ног.

Чтобы сделать тень менее тусклой, чем вяло-зеленая, когда она случайна, а не лежит целой плоскостью, хорошо подмалевывать ее умброй, кобальтом и изумрудно-зеленым, а затем киноварью. Промежуток между ногами, — чтобы не сделать его слишком красным, прописывать умброй, изумрудно-зеленой и кобальтом и затем пройти сверху киноварью: а лучше чем киноварью — коричнево-красным, это убавит яркость; это тон наиболее сангинный из всех возможных в глубокой тени, чудесно сочетающий зеленое с лиловым; но необходимо накладывать их один за другим, ни в коем случае не смешивая на палитре. Тон из натуральной умбры, белил и прусской синей великолепен для теневых частей мощного тела, и надо класть их один подле другого на палитре; он дает также локальный полутон для тела. Капустно-желтый, зеленый: натуральная умбра, желтая неаполитанская, желтая цинковая, изумрудно-зеленая с коричнево-красным и белилами — очень красивый локальный тон тела (нога Тальма).

Тон зелено-желтый, доминирующий в копии с плафона Аполлона,— светлый тон из натуральной умбры, прусской синей и белил с желтой охрой. Великолепная протирка для подмалевка светлых частей тела, как бедро Юноны и ее нога: оранжевый тон из желтой камеди, киновари, кадмия с красной камедью и белил, но достаточно густой, чтобы дать достаточно отчетливое противопоставление; накладывать их рядом друг с другом. Желтая цинковая и черная, более или менее густая: красивый глухо-зеленый.

Очень тонкие тона, близкие к желтому тону неба в Аполлоне, пригодные для освещенных частей тела в качестве подготовки для тона теней: из капустно-зеленого и прозрачно-оранжевого.

Другой: сиенна натуральная, изумрудно-зеленая, цинковая желтая. В такой смеси он несколько горяч и резок; надо успокоить его при помощи капустно-зеленой. Тон серо-лиловый, очень красивый: капустно-зеленый с камедью и густыми белилами. Тон светло-золотой: охра желтая, неаполитанская желтая.

Другой полутон с золотом: итальянская земля, одна (кресло Тальма).

Очень важный тон из красной камеди и густых белил. Кладется рядом с тем же тоном, в который подбавляют жженую-камедь, и тот и другой накладываются рядом с желтой индийской.

Тон из желтой индийской, сиенны и изумрудно-зеленой — готовое противопоставление желтого и зеленого — лиловому. Желтая камедь и желтый цинк также важно.

Левая рука Тальма: подмалевок в очень рыжих и еще не притушенных тонах. После того как по этому подмалевку, уже несколько просохшему, был наложен тонкий слой краски, очень прозрачный, из коричнево-красного с белилами и из натуральной умбры, прусской синей и белил,— это тотчас придало телесный полутон, чрезвычайно тонкий. Когда затем были наложены горячие тени, а также, в соответствующих тонах, выступающие освещенные места, эффект получил завершенность. (Это может быть с успехом приложимо ко всякому подмалевку, сделанному в тициановской манере,— сиенной или коричнево-красной и т. д., как, например, это было в маленькой Андромеде.)

Локальный цвет руки, которой опирается о землю женщина, оттирающая кровь со св. Евстафия,— взятые в полтона касселъская земля, белила с киноварью и камедь. Маленькая крупица зеленого (кобальт и изумруд, например) и оранжевого придает изумительный блеск, превосходящий, быть может, то, что было в Сарданапале, где также были введены зеленые тона.

Прокладка для тел очень топкая: тон из желтой камеди и желтого цинка с золотисто-красной камедью.

Красивый соломенно-желтый полутон: желтая охра, касселъская земля, белила с крупицей изумрудно-зеленого и цинка и, может быть, приправленный чуть-чуть красной камедью. Кладется рядом с киноварью и красной камедью, смешанными в умеренных дозах: очень красивые сангинные тона.

Другой сангинный тон, более зеленоватый, хорош для прохождения поверху для подмалевка и т. п.; рядом с красивым тоном из светлой киновари и камеди кладется тон из желтой охры и вяло-зеленого. Эти очень тонкие тона следовало бы лессировать (пока не пробовал), чтобы усилить тон тел, уже достаточно разработанных, но слишком белых.

Красивый коричневый: желтая марсовая и коричневая флорентийская; рядом с массой тонов зеленых, зеленоватых, ярко-зеленых, капустно-зеленых накладывать тон из кассельской земли, белил и камеди.

Тон лиловато-древесный: коричневая флорентинская, белила с охрой-рю и крупица черного или чего-нибудь другого, чтобы придать остроты. Полутон светлых волос: соломенно-желтая, несколько темная, с коричнево-красным и густыми белилами; прибавить также индийскую желтую или сиенну и изумрудно-зеленую. Прибавить камеди и светлой киновари к прозрачно-оранжевому.

Красивый коричнево-желто-зеленый: изумрудно-зеленая, итальянская натуральная земля, с прибавкой сюда киновари, получается сангинный тон, но становящийся, однако, красным. Киноварь, жженая камедь, белила: наряду с первым тоном, немного темным, сделать его же более светлым, прибавив самую малость жженой камеди и чуть побольше камеди и киновари.

Этим и зеленым изумрудным сделан тон самых отдаленных гор в Св. Себастьяне. Светлые части дороги и более близкие горы написаны вяло-зеленым и оранжевым из кадмия, белил я киновари.

Коричневая флорентийская и белила в соединении с оранжевым цинком класть рядом.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25

1852 год


На переднем плане

Алжирские женщины

Лицо женщины погружено в тень.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.