1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45

8 мая

Письмо г-жи Д... по поводу коллежа Станислава; письмо г-жи Ф..., переданное через кузена, также относительно этого проекта. Одна считает правильным, что столица расходует массу средств и вводит духовенство в свои дела и т.д. и т.д., лишь бы ее внук, который уже пять лет учится в этом коллеже, не отвык от своих дорогих учителей и смог спокойно закончить образование. Другая также желает передачи школы духовенству, но -по менее уважительным, я уверен, причинам: у директора, видимо, есть какой-то племянник, чья физиономия ему приглянулась.

Был на втором понедельничном обеде, а кончил тем, что пошел гулять, вместо того чтобы пойти в оперу и слушать Вильгельма Телля, как собирался; чтобы утешиться, мысленно пропел себе всю партитуру.

9 мая

Обедал у Пирона, а вечером смотрел Нину, сочинение Коппола1. Нельзя себе представить ничего более нелепого.

Я очень люблю Пирона, это единственный друг, который у меня остался, насколько вообще могут быть друзья в нашем возрасте. На обратном пути он мне рассказывал историю Лионского дилижанса.

10 мая

Нелепое утро и плохое расположение духа. В ратуше. Дискуссия в Комитете насчет коллежа Станислава. Уходя, зашел посмотреть зал Энгра2. Пропорции его плафона совершенно невозможны, он не рассчитал тех ракурсов, которые получаются в фигурах, в зависимости от наклона потолка. Пустота всей нижней части картины невыносима, а вся эта однообразно голая лазурь, в которой плавают его лошади, тоже голые, с этим голым императором и колесницей, влекомой по воздуху, производит на душу и на глаз зрителя впечатление полной дисгармонии. Фигуры в кессонах — самое слабое из всего, что он когда-нибудь делал; неуклюжесть берет верх над всеми качествами этого человека. Претензия и неуклюжесть в соединении с известной тонкостью деталей, в которых есть свое очарование, — вот, кажется, все, что останется от него для наших потомков.

Зашел посмотреть мой Салон; я не испытал в нем ни одного из моих прежних впечатлений; все мне показалось крайне бледным. Вечером, у княгини, у меня сильно пошла носом кровь; к счастью, на это не обратили внимания. Прекрасное трио Моцарта. Возвращался один Елисейскими полями, в прекрасную погоду.

Родаковский порадовал меня, восторгаясь моей Резней, которую он ставит выше всего остального. Я застал на площади Ла-Конкорд полное смятение; толкуют о снятии обелиска. Перрье уверял сегодня утром, что обелиск «скрывает площадь»! Говорят о распродаже Елисейских полей спекулянтам. После дворца Индустрии они вошли во вкус. Когда мы станем еще больше похожи на американцев, мы продадим также и Тюильри, как пустой и ни на что не нужный участок!

13 мая

Доза приходил днем, чтобы расчертить мне моего Фоскари. Оставался слишком долго, — у меня от этого утомилось горло, а неосторожность, которую я сделал, пойдя к Шабрие вечером, совсем прикончила меня. Хрипота, насморк и т.д. и т.д.

19 мая

Выехал в Ожервилль с Беррье, Батта3 и Геннекеном. Уехал в тоске; как в молодости, я начинаю грустить по всякому поводу. Состояние здоровья также в этом сказывается. Сначала я был в восторге от путешествия, особенно когда миновали Этан; мы уселись в экипаж и проехали эти семь-восемь лье, как в старину, рысцой по проселку, правда, немного пыльному, но среди настоящей деревни, какой не отыщешь поблизости от Парижа; это напомнило мне счастливые минуты молодых лет; таковы Берри и Турень.

Приезд также был приятен: дом Беррье, устроенный ими самими, полон старинных вещей, которые я так люблю. Ничто не производит на меня такого приятного впечатления, как старый сельский дом; в городах уже не ощущаешь прежних нравов; старые портреты, старая резьба по дереву, башенки, острые крыши — все здесь тешит и воображение и сердце, вплоть до запаха, свойственного этим старым жилищам. Здесь сложены, как хлам, картинки, которыми мы забавлялись в детстве и которые были тогда новинкой. Здесь есть комната, в которой уцелела еще роспись, сделанная клеевой краской; в этой комнате останавливался великий Коиде. Роспись сохранила удивительную свежесть; лепная позолота также не пострадала.

Беррье — сама простота и легкость; он водил нас повсюду. У него в парке есть садок для рыб; везде много воды; великолепный скотный двор с изумительным быком. Надо уехать далеко от Парижа, чтобы увидеть все это; у нас в Шамрозе ничего подобного нет.

Вечером мы все четверо уселись у камина. Беррье рассказывал нам, что на первом представлении Весталки он был в высоких сапогах с отворотами, ценой в 72 франка, тогда это было последним криком моды. Эти несчастные сапоги были так узки, что он совсем не мог слушать музыку и, наконец, не выдержав, попросил у соседа перочинный нож, чтобы разрезать их и немного облегчить боль. Дезожье, сидевший сзади него, сказал ему: «Месье, вы должны быть довольны вашим сапожником: он занимается вами, можно сказать, вплотную!»


1 «Нина, или Сумасшествие от любви» — опера Коппола (Сорроla). поставленная в Итальянском театре в 1854 году.
2 «Апофеоз Наполеона» — плафон работы Энгра (Ingres), ученика Давида, вождя консервативного академического лагеря и горячего противника Делакруа и его школы. «Апофеоз» погиб в 1871 году, во время пожара ратуши. Сохранился лишь этюд к плафону (1853 Лувр).
3 Батта (Batta) Александр (род. в 1814 году) — знаменитый виолончелист, в течение многих лет дававший концерты в Париже.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45


Эжен Делакруа. Изгнание Элиодора из храма

Эжен Делакруа. Аполлон сражается с питоном

Делакруа украсил стены Бурбонского дворца великолепными фризами






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.