1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45

11 октября

Много работал, поэтому мало записываю сюда. Вечером не выходил. Спал после обеда и прогуливался по дому.

12 октября

Работал весь день, до трех с лишком часов, с яростью. Не мог оторваться от работы. Я сильно продвинул гризайль Марокканца верхом, Битву льва с тигром, маленькую Алжирскую женщину с борзой собакой и начал покрывать красками Гамлета с поверженным Полонием.

Прогулка после такой работы кажется поистине восхитительной. Погода по-прежнему очень хороша. Но надо, чтобы я по утрам любовался природой только из своего окна; самая короткая прогулка рассеивает меня и приводит в тоскливое настроение на целый день, так как мне крайне трудно после нее работать с увлечением.

Спустился к реке, чтобы взглянуть на вид Труссо, который я набросал на картоне; он получился совсем непохожим. Пейзаж, который мне нужен, не должен быть абсолютно правдивым. Да и есть ли эта абсолютная правда в произведениях пейзажистов, которые стремились к правдивой передаче, но остались в разряде великих мастеров? По-видимому, ничто не может сравниться с правдивостью фламандцев; но как много в творениях этой школы привнесено от человека! Художники, которые переносят к себе в картины простые воспроизведения своих этюдов, никогда не смогут передать зрителю живого чувства природы. Зритель бывает растроган тогда, когда, глядя на картину, он вместе с тем видит природу в собственном воспоминании. Поэтому необходимо, чтобы картина была идеализирована и несколько приукрашена, дабы не казаться ниже того идеального образа, который, плохо ли, хорошо ли, сохраняется в нашей памяти об окружающих вещах в качестве верного отображения природы.

Сегодня — знаменитый жареный каплун, который мог бы обратить в бегство целый взвод английских гренадер. Вечером прогулка с Женни. Звезды, блистающие сквозь ветви деревьев, внушили мне мысль написать картину, которая передала бы это впечатление, очень поэтическое, но трудно воспроизводимое в живописи из-за окружающей темноты: Бегство в Египет. Св. Иосиф, ведущий осла и освещающий тропинку фонарем; этого слабого света будет вполне достаточно, чтобы создать контраст. Или, может быть, Пастухи, направляющиеся поклониться Христу в хлеву, который должен быть настежь открыт и виден издалека. Или, наконец, Прибытие каравана с тремя волхвами.

Разговор с Женни по поводу утверждения Шенавара, что в периоды упадка отдельные таланты также теряют ценность. Во времена Рафаэля я был бы тем же, чем являюсь теперь. То, что Шенавар представляет собой теперь, то есть человека, ослепленного гигантским размахом творчества Микеланджело, — тем же он несомненно был бы и в то время. Рубенс остался Рубенсом, хотя и пришел на сто лет позднее бессмертных итальянцев; и если кто-нибудь в наши дни является Рубенсом и т.п., то он является им еще в большей мере. Он один служит украшением своего века, вместо того чтобы только способствовать его блеску наряду с другими талантами. Что касается успеха у современников, он может быть и сомнительным; что касается числа почитателей, он может быть ограниченным; но кое-кто из этих почитателей, затерянных в толпе, может оказаться столь же глубоко восхищенным, как и почитатели Рафаэля и Микеланджело. То, что создано для людей, всегда обретет людей, способных оценить созданное.

Я прекрасно знаю, что Шенавар, упрямо держащийся за свое понятие стиля, не допускает возможности осуществлять великое во всех видах искусства. Прекрасное, соответствующее своей эпохе, представляется ему чем-то стоящим на низшей ступени по сравнению с прошлым. Но даже оставляя в стороне это утверждение, неужели он не допускает мысли, что действительно выдающийся человек, в какой бы области искусства он ни работал, не сможет внести в нее достаточно силы и новизны, чтобы возвысить любой из видов искусств, подобно тому как сам он возвышается над уровнем всего окружающего?

15 октября

Обедал у Барбье с Даньяном и приехавшими из Марселя Пастре, Паскалем, Женти де Бюсси и т.д. Вийо также был там. Даньян рассказал нам историю дуэли маршала Мезона, относящуюся к тому времени, когда тот был приказчиком у обойщика. и положившую начало его военной карьере.

Все эти дни работал по утрам. Я почти закончил три картины, которые задумал в Париже, привезя сюда для них свежий холст. Это Христос, спящий во время бури, Битва льва с тигром и Марокканец верхом; кроме того, подвинул Полония с Гамлетом (на картоне) и Одалиску, набросок которой, сделанный по дагерротипу, я привез с собой.

Ставлю себе задачу, и мне удастся это, не оставлять начатого до тех пор, пока не будет найден общий эффект и той вещи, все время отыскивая его, перерисовывая и внося поправки в соответствии с моим ощущением данной минуты; И действительно, разве не безумие поступать иначе? Разве мое вчерашнее ощущение может быть моим руководителем на сегодня? Я не знаю, как работают другие, но это как раз то, что мне нужно. Когда работа строится таким образом, то заканчивать ее очень легко, особенно если знаешь тона, которые соответствуют заранее Найденным. Без этого исполнение теряет свою непосредственность и можно легко испортить свежесть письма. Прежде чем прописывать, надо снять краску в густо покрытых местах.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45


Смерть Лараса

Портрет Паганини

Рафаэль. Настенная фреска Пожар в Борго






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.