1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45
21 сентября
Довольно долго оставался дома, рисуя из окна входящие в гавань и уходящие суда. Во время прогулки около часу рисовал судно, которое причалило по ту сторону моста, и гулял с живейшим удовольствием. Кажется, всю жизнь можно было бы провести в этой нежащей праздности.Перед обедом рисовал в церкви Сен-Жак часть со стороны алтаря. После обеда пошел вдоль залива к замку, вид которого с задней стороны, казавшийся мне таким замечательным, на этот раз ничего не дал. Правда, небо было совсем иное. Прогуливался по пляжу в ожидании времени, когда можно будет отправиться к госпоже Мансо; она уехала в театр. От нее в церкви Сен-Реми и Сен-Жак.Мир создан был не для человека. Человек господствует над природой, но и подчинен ей. Он один не только сопротивляется ей, но и преодолевает ее законы, подчиняет ее себе силой своей воли и энергии. Но был ли мир сотворен для него, это еще далеко не решенный вопрос. Все, что он создает, недолговечно, как и он сам; время разрушает здания, затягивает илом каналы, уничтожает науки и наименования целых наций. Где Карфаген? Где Ниневия? Мне могут возразить, что новые поколения воспринимают наследие предыдущих и что вследствие этого совершенство, или, вернее, совершенствование, не имеет предела. Надо много, однако, условий, чтобы человек получил нетронутым багаж знаний, которые накопили века. Если он сам совершенствует одни изобретения, то в других он отстает. Многие из ранее сделанных открытий затеряны. То, что человек выигрывает в одном отношении, он теряет в другом. Мне не надо пояснять, сколько вреда так называемые усовершенствования принесли нравственности и даже благосостоянию. Одни изобретения, делая ненужным или уменьшая количество труда и усилий, уменьшают тем самым и меру терпения, необходимого для перенесения трудностей, и энергию, дарованную для того, чтобы преодолевать их. Другие изобретения, способствуя роскоши и внешнему удобству, оказывают губительное действие на здоровье последующих поколений, на их физическую ценность и также влекут за собой нравственный упадок. Человек заимствует у природы яды, как, например, табак или опиум, чтобы сделать из них орудия своих грубых наслаждений. Он бывает за это наказан упадком энергии и отупением. Целые нации превратились в подобие илотов вследствие неумеренного употребления этих возбуждающих средств и спиртных напитков.Достигнув известной степени цивилизации, отдельные нации проявляют признаки упадка, особенно в отношении добродетелей и устоев. Общая распущенность, по всей вероятности являющаяся следствием большой доступности наслаждений, влечет за собой быстрое вырождение и забвение всего того, что было здорового в традициях и что составляло для нации вопрос чести. Находясь в таком состоянии, трудно противостоять врагу. Всегда найдется какой-нибудь народ, в свою очередь жаждущий наслаждений, или почти еще варварский, или сохранивший некоторые устои и дух предприимчивости, чтобы воспользоваться этими останками вырождающихся народов. Такая катастрофа, которую легко предвидеть, иногда становится источником возрождения для побежденного народа. Это гроза, очищающая воздух после того, как наполнила его испарениями. Кажется, что ураган бросает новые семена в истощенную почву, и возможно, что на ней возникнет новая цивилизация; но нужны века, чтобы смогли вновь расцвести мирные искусства, призванные смягчать нравы и затем вновь развращать их, чтобы вновь и вновь вызывать эти вечные смены величия и падения, в которых в равной мере проявляется как слабость человека, так и изумительная мощь его гения.
22 сентября
Рисовал с мола возвращающиеся суда... Море было очень красиво, и я наблюдал, как отплывали и причаливали различные барки, английская яхта, парусная лодка и т.д.Вернулся поздно и после завтрака спал. Сделал маленькую акварель с английского брига и с нескольких барок, причаливших возле Полле,- против моего окна. После обеда, во время отлива, гулял по молу. Почти все время был там совсем один. Затем был у Мансо. Глупые сплетни; безумное желание уйти. Восхитительная ария из Тайны Солие, исполненная хозяйкой дома. Эту арию в опере исполнял Мартен.Ночью у меня все время вертелось в голове: Я мыслю — следовательно, я существую Декарта.
23 сентября
О молчании и о молчаливых искусствах. Молчание всегда внушительно — даже глупцы часто обязаны ему известного рода внушительностью. В делах, во всякого рода отношениях люди, достаточно умные, чтобы вовремя соблюдать молчание, обязаны ему очень многим. Нет ничего труднее этой сдержанности для людей с живым воображением, для утонченных умов, видящих вещи со многих сторон, которым трудно удержаться, чтобы не выразить всего, что в них происходит; неосторожно высказанные предположения, обещания, данные без всякого размышления, острое словцо, направленное против более или менее опасных или подозрительных людей, излияния, выпадающие на долю первого встречного... — было бы слишком долго перечислять неудобства и опасности, вытекающие из несдержанности. И наоборот, слушая другого, вы всегда выигрываете. То, что вы собираетесь высказать вашему собеседнику, вам уже известно, вы полны этим; то, что он собирается вам сказать, вам, конечно, неизвестно: он либо сообщит вам нечто новое, либо же напомнит вам что-нибудь, о чем вы забыли. Но как устоять перед искушением дать почувствовать все преимущества вашего ума человеку, который слушает вас с видимым удивлением и восхищением?Глупцы гораздо легче дают себя увлечь этой пустой забавой и, говоря с другими, слушают только самих себя. Неспособные извлечь хоть что-нибудь из поучительного или содержательного разговора, они не столько думают о том, чтобы убедить своего собеседника, сколько о том, чтобы блеснуть перед ним; они уходят, вполне довольные разговором, который благодаря этой скуке, какую они нагнали, приносит им лишь презрение всех разумных людей. Молчаливость дурака может служить признаком известной доли ума.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.