1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45

18 июня

В восемь часов у Дюрье. Почти до пяти часов мы только и делали, что позировали. Тевелен сделал столько же набросков, сколько Дюрье снимков: одна минута или, самое большее, полторы для каждого.

Гюе1 увел меня к себе; тут я заметил, что забыл свои очки, и вернулся за ними, усталый, бегом на седьмой этаж, к Дюрье. У этого бедного Гюе ничего не осталось от его прежнего таланта: эта старческая живопись, в ней нет и тени колорита.

Там же был Фердинанд Дени. Говорили об одном человеке, который претендует, что он открыл средство делать золото, и уверяет, что металлы суть не что иное, как соединение элементов. Жители Калифорнии часто говорили ему, упоминая о разных кантонах, что там золото еще не образовалось. Дени рассказал мне историю папы Льва X, пославшего в подарок одному такому делателю золота пустой кошелек.

Ризенер восемь дней спустя уверял меня, что вместе с другими пейзажистами наблюдал в Трувилле, как постепенно образуются камни.

19 июня

Маленькие сюжеты: Две дерущиеся лошади, Лошадь, которую показывают арабам, Цирюльник в Мекнезе, Стража, Всадник.

20 июня

Обедал у Морни с Галеви, Обером, Гозланом, с которым имел удовольствие вновь встретиться. Он сказал мне, что во время нашего смешного соперничества я считался фаворитом и мне завидовали. Там я видел также Ожье, против которого, не знаю почему, у меня было предубеждение. Он очень любезен; я доволен, что встретился с ним. Был там еще высокий молодой человек, сын г-жи Легон, которого я видел две недели тому назад в комиссии по призыву, где он доказывал свою глухоту, дабы не покупать себе заместителя,— и все это в натуральном виде, то есть будучи совершенно голым, в присутствии советников префектуры и других членов комиссии.

21 июня

Кончил картины — Араба, подстерегающего льва, и Женщин у фонтана. Надо, чтобы прошло по крайней мере десять дней, для того чтобы можно было прокрыть лаком.

23 июня

В Булонском лесу с г-жой Форже. Видели новые улучшения, которые очень хороши; я находил бесконечное очарование в этом вечере, насыщенном приятнейшим запахом листвы.

24 июня

Вечером у Шабрие. Пуансо пригласил меня на четверг. Днем пошел повидать Гиймарде у Пьерре. Написал ему, не застав там. Наконец, зашел к Мерсэ, дабы показать ему мой эскиз. Его замечания обдали меня холодком; однако некоторые из них, надо сознаться, справедливы.

25 июня

У Дюрье. Фотографии и рисунки с Цыгана. В перерыве пошел в Сен-Сюльпис посмотреть, что успел там подготовить Апдрие. Все прекрасно размещается, и я думаю, что получится очень хорошо; начало великолепно.

Я люблю время от времени эти прогулки, которые заставляют меня уходить из дома. Это развлекает и освежает меня. К слову сказать, вот уже два воскресенья я провожу у Дюрье и оба раза позавтракал у него, тогда как дома, в своей мастерской, обычно не могу проглотить ни одного куска. То же, к моему удивлению, заметил я во время своего пребывания у Беррье. Развлечения, беседа, ум, отдыхающий от привычной колеи, — все это действует на наше тело.

26 июня

За весь день никакого подъема. Был Доза с г. Бонне из Бордо.

В статье Сент-Бева о Сен-Мартене2, представляющей собой резюме размышлений этого последнего о душе, нахожу следующее: «Он утверждает, что человеческая душа, какой бы падшей и кровожадной она ни была, все же является наиболее веским и неопровержимым доказательством бытия божия; она свидетельствует о нем совершенно иначе, нежели физическая природа, и подлинным атеистом (если такие действительно существуют) является тот, кто не сознает ее величия и оспаривает ее духовное бессмертие. Сущностью человеческой души, поскольку она сумела сохранить царственные следы своей первоначальной высоты, является потребность пребывать в состоянии восхищения; и эта потребность говорит о том, что существует неисчерпаемый источник этого восхищения, стоящий выше нас и совершенно необходимый для нашего духовного питания». Сен-Мартен, таким образом, питает надежду, что это вечное доказательство бытия божия, человеческая душа, много выиграет от испытаний революции и т.д.


1 Гюе (Huet) Поль (1803 — 1869) — живописец и график, один из главнейших представителей той школы пейзажной живописи во Франции, которая, допуская некоторое новаторство, оставалась чуждой реализму барбизонцев. Учился у Гро и Герена, увлекался англичанами. В 1855 году обратил на себя внимание картиной «Наводнение в Сен-Клу» (Лувр).
2 Сен-Мартен (Saint-Martin) Луи-Клод (1743 — 1803) — мистик, так называемый «неведомый философ» (le philosophe inconnu).

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45


Портрет Жорж Санд

Сирота на кладбище

Собрание Рийксмузеум, Амстердам






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.