1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45

21 марта

Работал весь день над Антеем для Дюма и над композициями Охоты на львов и т.д.

Около четырех часов у министра; возвращался пешком; встретил невыносимого Даньяна1 и милого Дебэ, который все надеется, что я решусь пересечь лес Сенар и приду навестить его в Монжерон. Вечером у г. Лефевр-Демье; встретил там Ивона, наговорившего мне комплиментов.

22 марта

О пейзаже. О модах в искусстве. О подражании древним — все им подражали. О композиции: критика различных композиций великих мастеров. Въезд Александра в Вавилон Лебрена2. Ложная оживленность, берущая верх над сдержанностью, как у Лебрена, или пустая плоская композиция, как в тициановском Положении во гроб то же и в его Терновом венце3. У Паоло Веронезе вся обстановочность гораздо сильнее, но драматический интерес ничтожен; имеет ли он дело с Христом или с какими-нибудь венецианскими буржуа, это всегда одни и те же богатые одежды, те же голубые фоны и маленькие негры с собачками на руках, хотя все это, правда, приведено в соответствие гармонией цвета и линий.

23 марта

Бал в Тюильри: то же ощущение скуки как в себе, так и во всех окружающих. Это раззолоченное подличанье — самое жалкое из всех. О скульптуре. Искусство прошлого. Нынешние скульпторы занимаются только подражательством. Литература. Это искусство для всех: ему выучиваются, даже того не подозревая. Комиссии. На последнем заседании я был поражен, насколько необходимо всегда считаться с мнением специалистов. Составить записку по этому поводу; все, что делается комиссиями, незаконченно и, в особенности, бестолково. На этом заседании все художники голосовали сообща, и они были правы. Все остальные слишком смутно отдавали себе отчет в том, что делалось; у них нет точных понятий.

Это не значит, что если бы я был правительством, то отдавал бы все вопросы искусства на рассмотрение комиссий, состоящих из художников. Комиссии были бы чисто консультативными, а достойный доверия человек, который председательствовал бы в них, должен был бы, выслушав все соображения, действовать согласно своему разумению. Когда собираются представители одного ремесла, каждый становится на свою узкую точку зрения, но когда им противопоставляют людей, вовсе не сведущих, общие и несомненные истины становятся им ясны, и они с успехом защищают их.

Это говорит не в пользу республик. Обычно в виде возражения указывают на те из них, которые прославили себя; источник этого я вижу в духе традиции, который несмотря ни на что уцелел в этих республиках, в тех или иных органах управления.

Национальное чувство пробуждается в народе лишь тогда, когда оно резко сталкивается с интересами других наций. Это то же, что в комиссиях, где художники голосуют все заодно против фабрикантов. Пошлите на какой-нибудь европейский конгресс несколько английских плебеев, — я имею в виду тех, которые у себя дома составляют оппозицию и стоят за реформы, за прогресс, — и они, став лицом к лицу с немцами или французами, прежде всего будут англичанами и т.д., они будут отстаивать до последней буквы английские привилегии, которые составляют мощь Англии и инстинктивно ощущаются ими в качестве основы этой мощи.

24 марта

Работал над наброском Охоты на львов для Вейля. В половине третьего — заседание в комиссии Индустрии. Обсуждение проекта выставки всех произведений, начиная с первых лет этого века. При поддержке Мериме я удачно возражал против этого предложения, которое было отклонено. Энгр был жалок; у него в голове все шиворот-навыворот: он всегда смотрит в одну точку. Это то же, что и в его живописи - ни малейшей логики и никакого воображения, — Стратоника, Анжелика, Обет Людовика XIII и его последний плафон с его Францией и его Чудовищем.

26 марта

Концерт в Сен-Сесиль. Прослушал со вниманием только Героическую симфонию. На мой взгляд, первая часть великолепна. Анданте, может быть, самое трагическое и высокое из всего, созданного Бетховеном, но только в первой половине. Удовольствие доставил и Марш на коронование Керубини; что же касается Причудницы4, то духота ли, которая царила дам, или пирожное, которое я съел, но моя бессмертная душа была парализована, и я почти все время дремал.

Слушая первый отрывок, я размышлял, какими способами музыканты стремятся установить единство в своих работах. Повторения основных мотивов кажутся им чаще всего наиболее действенным средством; они также наиболее доступны для посредственностей. Такие повторения в известных случаях доставляют удовлетворение нашему уму и слуху, но, если слишком часто прибегать к ним, они начинают казаться приемом второстепенного значения, а главное, чисто искусственным. Разве память так мимолетна, что нельзя установить связи между отдельными частями какого-нибудь музыкального произведения, не вбивая в нас до одурения, если можно так выразиться, основную идею при помощи этих постоянных повторений? Письмо, отрывок прозы или поэзии представляют собой дедукцию, некое целое, возникающее из развития идей, а не из повторения одной фразы, будь она, если хотите, даже осью всей композиции. В этом смысле музыканты напоминают проповедников, надоедливо повторяющих и всюду всовывающих фразу, служащую темой их проповеди.


1 Даньян (Dagnan) Исидор (1794 — 1873) — живописец-пейзажист и рисовальщик, выставлявшийся с 1819 по 1808 год.
2 Картина Лебрена «Въезд Александра в Вавилон» (1662 — 1668); находится в Марселе.
3 Тициан — речь идет о луврских картинах великого венецианского мастера.
4 «Причудница» — опера Вебера (1821).

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45


Марокканская фантазия

Портрет графа Шарля де Морне

Мильтон диктует дочерям "Потерянный Рай"






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.