1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45
Признаюсь в моем пристрастии к молчаливым искусствам, к немым вещам — Пуссен говорил, что это его особенность! Слово нескромно; оно спешит настигнуть нас, завладевает воспоминаниями и вместе с тем вызывает споры. Живопись и скульптура носят в себе нечто более серьезное — надо самому подойти к ним. Книга, наоборот, навязчива: она следует за нами, мы видим ее повсюду. Надо перевертывать страницы, следить за ходом мысли автора и дойти до конца произведения, чтобы судить о нем. Как часто приходится жалеть о внимании, потраченном на посредственную книжку и на те рассеянные кое-где идейки, которые приходится перебирать. Чтение книги, если она не абсолютно легкого содержания, всегда есть известный труд; по крайней мере оно вызывает некоторую усталость. Человек, который пишет, как будто вступает в тяжбу с критикой. Он вступает в спор, и его можно оспаривать.Произведения художника и скульптора отличаются цельностью, как творения природы. Автор не присутствует в них и не находится с вами в непосредственном общении, как писатель или оратор. Он создает как бы осязаемую реальность, полную в то же время тайны. Ваше внимание не может быть введено в заблуждение; в первую же минуту лучшие части произведения бросаются вам в глаза; если низкое качество вещи невыносимо, вы быстро отводите глаза, тогда как подлинный шедевр невольно притягивает вас и погружает в созерцание, к которому вас влечет непреодолимое очарование. Это немое очарование действует все время с равной силой и, кажется, еще возрастает каждый раз, как вы снова обращаете на него взгляд.С книгой дело обстоит несколько иначе. Ее отдельные красоты не настолько независимы, чтобы вызывать постоянно то же восхищение. Они слишком тесно связаны со всеми ее частями, которые ввиду необходимой связности изложения и неизбежных переходов не могут всюду представлять равного интереса. Если чтение хорошей книги будит наши мысли, а это одно из первых условий подобного чтения, — мы невольно смешиваем их с идеями автора. Но его образы не могут быть настолько четкими, чтобы мы не рисовали себе бок о бок с картиной, данной автором, другую, созданную нами самими на свой лад. Это доказывается лучше всего тем, как мало влечет нас к произведениям большого масштаба. Ода или басня обладают свойством картины, которую охватываешь одним взглядом. А где та трагедия, которая не утомляла бы нас? А тем более такие произведения, как Эмиль или Дух законов1.Все утро был в плохом состоянии. Купил картины и безделушки из слоновой кости. Вернулся домой и улегся в постель Вернулся в церковь Сен-Реми, где рисовал, хотя и забыл дома очки. Обедал в шесть часов; в это время уже наступает темнота. Вечером гулял и бродил.
26 сентября
Отъезд из Дьеппа. Утром ходил на мол прощаться с морем: сделал набросок пляжа и замка, Погода была чудесная, море лазурное и спокойное.На вокзале встретил Шенавара, который все это время оставался в Дьеппе, больной или чем-то занятый; он думал, что я уже уехал. Приехал в пять часов. Париж по-прежнему внушает мне антипатию.
27 сентября
Провел день за разборкой рисунков и гравюр.
28 сентября
Рассматривал сегодня утром маленького Св. Себастьяна, сделанного пастелью на бумаге, сравнивая его с густо наложенными пастелями, сделанными на темной бумаге, и был поражен огромной разницей между ними по свету и легкости. Сопоставляя фламандскую живопись с живописью венецианцев, легко оценить ее мягкость. При случае попросить г. Леду дать мне разрешение на поездку в Альфор, чтобы сделать этюды лошадей.
30 сентября
Статья в Монитере о моей Охоте на львов. Это — вторая. Отыскать первую.
1 октября
Сегодня, 1 октября, я был у Дюрье по поводу ходатайства семьи Пьерре. Там я встретил Шартона-отца, который советует мне по пути из Милана в Венецию остановиться на один день в Вероне, а также в Виченце и Падуе и только после этого, ехать в Венецию. В Генуе он советует мне взять нечто вроде почтовой кареты, чтобы посетить Пизу, Сиену и т.д. Он с восторгом описывал мне итальянские пейзажи.Барбо говорил мне, что виноградники можно оплодотворять при помощи пчел, которых выпускают после того, как дождь смочит пыльцу. Он говорил также, что в Лиме почти не бывает дождей, чем и объясняется бесплодие этих мест.Шенавар сказал мне по поводу моих идей относительно живописи, что я одновременно устанавливаю заповеди и сам служу им примером, делая и то и другое превосходно. Он очень восхищается некоторыми из моих вещей, находящимися в Люксембурге, считая, что они обличают пошлость других работ. «Я иногда спрашиваю себя, — прибавил он: понимает ли он сам вполне все то, что вкладывает в свои произведения?»
1 «Эмиль, или О воспитании» — сочинение Жан-Жака Руссо (1762). «О духе законов» — сочинение Монтескье (1748).
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.