1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45

25 ноября

Мои дни проходят в труде, я счастлив зарыться в работу. Счастливые, счастливые часы! Нежное успокоение, какого не могут принести никакие страсти. Я забросил, к сожалению, все свои дела — не могу написать ни одного письма и не делаю ни одного визита.

Я еще не был у дам из Ожервиля, а время уходит. Перед обедом был у г-жи Лагранж; это очень милая женщина, искренне желающая быть доброй и приятной. Затем обедал у Шабрие; мне было невесело. Убийственно яркий свет ламп и повсюду свечи.

Вечером из Сен-Клу приехал X., с тем чтобы снова вернуться туда. Эти пять-шесть месяцев сильно изменили моего друга. Он много утратил в среде, где чувствует себя потерянным, в силу своих крайних взглядов, которыми он всегда так щеголял.

Г-жа Шабрие рассказывала мне о жизни, которую ведет Пуансо. Возвращаясь домой к двенадцати, так как выезжает почти каждый день, он раздевается и почти до трех часов отдыхает и размышляет, не ложась спать; затем он закусывает и немедленно засыпает. Слуге, подающему завтрак, он звонит не ранее десяти-одиннадцати часов и остается у себя до двух; затем отправляется по делам. Обедает между семью и восемью часами, если остается дома, — затем едет в гости. Виейар уверяет, что он никогда не утруждает себя работой.

27 ноября

Обедал с Шенаваром и Буассаром. Шенавар по-прежнему одновременно и привлекает и отталкивает меня. Этот добряк Буассар говорил мне, что знал его еще гораздо раньше, чем я, и что он всегда был таким. Днем был у Ле-Вееля1, скульптора, на улице Варени. Я замерзал по пути туда и обратно и ждал его возвращения в мастерской наедине с какой-то болтушкой, которая показывала мне его произведения. Бедный скульптор! Бедный Наполеон! Бедный Карл Великий и все те, кто выходит из-под резца этого нормандца с длинной бородой, не уступающей бороде Моисея Микеланджело!

Анекдоты Шенавара о людях эпохи Людовика XIV.

1 декабря

После Совета был у Галеви. Вечером вновь был у него. Его жене лучше. Они, по-видимому, очень счастливы. Долгий разговор о живописи с г-жой Ду2. Она хочет прийти в среду посмотреть мою мастерскую и в особенности палитру.

19 декабря

Обедал у г-жи Лагранж с Беррье и княгиней. Г-жа Каен приехала вечером в черном платье с зелеными лентами, которые были ей очень к лицу. Долгий разговор на самые деликатные темы с Марселиной. Странное положение, в конце концов, очень забавное, годное на то, чтобы скоротать время.


1 Ле-Веель (Le Veel) Арман-Жюль (1821 — 1905) — скульптор, ученик Рюда. Ему принадлежит конная статуя Наполеона I (1857) в Шербурге.
2 Ду (Duix) Люссиль, урожд. Фурнье, — занималась портретной и жанровой живописью. Ученица Перрена и Шаплена. Почти ежегодно выставлялась в Салоне. В церкви Сен-Пьер на Монмартре в Париже имеется алтарный образ ее работы «Св. Женевьева».

1855 год

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45


Марокканец, седлающий коня.

Молодой тигр, играющий со своей матерью.

Луи Орлеанский, показывающий свою любовницу.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.