1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45

2 июля

Повидаться в пятницу с Жизором и Демье; переговорить с ними об аббате Кокане, чтобы получить разрешение работать по воскресеньям. Повидать г-жу Лагранж, Беррье, Пуансо. Лошадей, нарисованных мной на лугу у Беррье, изобразить рядом с фигурой греческого священника и молодой девушки или с какой-нибудь другой.

3 июля

Сделать для выставки Деламарра Гяура, повергающего пашу к ногам своего коня. Копия, сделанная Андрие с моего Христа, принадлежащего Гржимайло, для Б... Моя добрая Женни говорила мне среди хаоса моих наваленных, разбросанных, рассыпанных рисунков, что надо уделять вещам то время, какое они требуют. О фотографии для Монитера.

Приходил Бенье для разборки рисунков и литографий. Я отдал ему восемнадцать пастелей и пятнадцать литографий.

4 июля

Для выставки 1855 года дать Юстиниана. Встал около пяти часов. Мне пришло в голову несколько мыслей для статьи «О прекрасном»1; снова лег до восьми: немного нездоровилось. Проработал до самого обеда, почти не отрываясь, если не считать нескольких минут, когда задремал. Надо было сделать героическое усилие, чтобы привести статью в такое состояние, которое дало бы возможность закончить ее в два-три ближайших дня. Экое проклятое ремесло!

После обеда написал, может быть, вопреки обыкновению, лучшую часть статьи, делая обзор всего в целом; в нем несколько страниц, написанных не без известного остроумия. Пишу это в среду утром, еще не перечитав того, что написал. Мне любопытно проверить, действительно ли состояние ума после обеда, как мне это кажется, предрасполагает к лучшей продукции? В ту минуту, когда я встаю, действительно усталый от чрезмерной работы вчерашнего дня, у меня нет ни одной мысли в голове: и тело и ум просят только отдыха. Все эти дни по вечерам гулял один.

5 июля

Плохой день. Пробовал писать, но ничего не вышло. Вышел в три часа с Женни посмотреть квартиру на улице 20 июля. Затем — в церковь св. Евстафия посмотреть росписи Глеза.

Возвратясь, случайно бросил взгляд на мою маленькую копию с Лота Рубенса. Был поражен холодностью этой композиции и тем, насколько мало интереса она представляет, если не считать искусства, с каким написаны фигуры. В сущности, только Рембрандт положил начало тому соответствию аксессуаров и главной темы, которое я считаю одним из важнейших, если не самым главным, достоинством композиции. Можно было бы провести сравнение одних великих мастеров с другими именно с этой точки зрения.

6 июля

Написать статью об античности. О ложных прикрасах: картины Рубенса из жизни Ахилла, отрывки Гомера и греческих трагиков, в которых слышен голос самой природы. Вулкан в кузнице в Илиаде. Сравнение с Давидом. Сегодня утром видел Дюрье, который говорил мне о семье Пьерре. Он уверял меня, что мое обращение к императрице могло бы помочь им.

7 июля

Возвращаясь из Совета по пути в Сен-Сюльпис, зашел в мастерскую Гро, которая сдается в наем. Вечером в Булонском лесу с г-жой Форже.

8 июля

Переписал часть статьи «О прекрасном» и закончил ее. Днем был г. Трела, утром — г. Виньерон.

15 июля

Тон лошади на первом плане в Охоте на львов. Для гривы: жженая камедь, сиенна натуральная, сиенна жженая. Для туловища — мумия, камедь резедовая, темный хром. Все эти тона придают игру живописи. Копыта: кассельская земля, персиковая черная, желтая неаполитанская.


1 Статья Делакруа «О прекрасном» издана в «Ревю де-де-монд» 15 июня 1857 года.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45


Фауст и Мефистофель в горах.

Делакруа. Фауст и Вагнер

Маргарита и прялка.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.