1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45

29 мая

Плохой день. Едва мог работать. Одинокая прогулка вечером. Немного писал Хождение по водам: впечатление величия и света.

30 мая

Снова взялся за картину для Вейля. Тигр, нападающий на человека и лошадь. Вечером — г-жа Форже.

31 мая

Днем заходил Прео; оставался слишком долго; я очень люблю его и хотел бы быть ему полезным.

2 июня

Обедал у княгини. Первый из вечеров «первой пятницы», Гуно и др. Он спел с удивительным искусством ряд отрывков из Моцарта, аккомпанируя сам себе и исполняя различные партии.

Возвратясь очень поздно, под страшным дождем, нашел свою мастерскую совершенно затопленной и возился почти два часа, переставляя картины и т.д.

Понедельник, 5 июня

Вечером — у г-жи Форже. Молодой Идевилль говорил мне, что мои картины очень хорошо продаются: маленький Георгий-Победоносец, которого он называет Персеем и которого я продал Тома за четыреста франков, был продан за тысячу двести франков на публичной распродаже; Бенье просил с него ту же сумму за маленького Христа, которого он сам купил за пятьсот франков.

Последнее заседание в комисии по призыву. С удовольствием смотрел на хорошо сложенные фигуры так называемых «заместителей». В них старались отыскать всяческие недостатки. Про других можно сказать обратное.

7 июня

Снова принялся за маленький эскиз Битвы со львом. Вечером — на Весталке, несмотря на слишком долгие антракты, я был очень заинтересован. У Крювелли есть что-то античное в жестах, особенно в сцене с треножником. Она не чувствует себя связанной в этих одеждах, как большинство обыкновенных актрис в греческих или римских костюмах. Музыка тоже отличается своеобразием. Я вспоминаю, что Франшом улыбался, когда я ставил это выше Керубини: он, может быть, был прав в отношении фактуры; но я думаю, что та же опера в обработке знаменитого знатока контрапункта не сохранила бы таких порывов страсти и одновременно такой простоты. Берлиоз, которому я сказал об этом, выразился о Спонтини, что это был человек с проблесками гениальности.

Днем в комиссии Индустрии. Нас созвали, чтобы спросить, кто из нас хочет ехать в Лондон на открытие Кристаль-Палас1. Несмотря на присутствие самого лорда Ковлея и на его настойчивые приглашения, только двое из членов выразили желание ехать. Каждый из нас, подвергнутый допросу, отклонил предложение. Эти англичане воздвигли там одно из тех чудес, которые они создают с поражающей нас легкостью, ибо могут тратить сколько угодно денег и располагают тем коммерческим хладнокровием, которому мы стремимся подражать. Они празднуют свое превосходство над нами, которое кончится только тогда, когда переменится наш характер. Наша выставка, наши сооружения жалки; но еще раз надо сказать себе, что наш ум никогда не будет стремиться к этого рода вещам, в которых американцы уже начинают превосходить самих англичан, так как они наделены том же спокойствием и той же практической сметкой.

8 июня

Получил сегодня утром почти одновременно извещение о смерти Пьерре и Рессона. Сегодня будут хоронить Рессона. Анри пришел позвать меня проститься с отцом. Грустное зрелище! Грустное расставание! Он умер вчера вечером, возвратись от дочери, из Бельвилля.

В четыре часа — на похоронах Рессона. Я некоторое время прогуливался в ожидании, затем вошел в церковь: нищенское убранство. Несчастный Рессон оставил всего двадцать франков, из которых пятнадцать надо было отдать аптекарю. А зарабатывал он до пятнадцати тысяч франков. Когда ему удавалось сразу получить известную сумму, он отправлялся путешествовать для своего удовольствия или устраивал пикники: так мне сказал один из его друзей.

Мой бедный Пьерре, смерть которого явилась еще более глубоким для меня ударом,— хотя мне также очень жаль и старого Рессона, — оставил семью в тяжелом положении; это последствия тщеславия его жены, желавшей изображать из себя даму, вместо того чтобы заняться каким-нибудь ремеслом и обучить ему своих дочерей.

10 июня

Похороны бедного Пьерре.


1«Кристаль-Палас» — Хрустальный дворец, здание в Лондоне с значительным применением железа и стекла, выстроенное по случаю Всемирной промышленной выставки 1851 года и позднее сгоревшее.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24- 25- 26- 27- 28- 29- 30- 31- 32- 33- 34- 35- 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42- 43- 44- 45


Передняя обложка работы Девериа.

Уголок мастерской

Спальня графа де Морне






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.